В мире существует пара танков, вокруг которых ходит множество легенд

Популярная механикаОбщество

Компьютер с пушкой

Текст: Александр Грек

В мире существует пара танков, вокруг которых ходит множество легенд. Это израильский «Меркава» и французский Leclerc. С одной стороны, их воспевают как непревзойденные образцы современного танкостроения, с другой – ругают, приводя в качестве довода факт, что практически нигде, кроме самих стран-производителей, эти танки на вооружении не стоят. Оставим пока израильский танк и поговорим о французе.

О Leclerc серьезно заговорили в 1993 году, когда концерн неожиданно для всех выиграл международный конкурс на поставку танка в Объединенные Арабские Эмираты, обойдя традиционных производителей из России, США и Германии. Скандальный оттенок этой истории придавало и то, что танк был практически сырой и доводился уже после поставки – за деньги заказчика. Революционный для западной школы танкостроения Leclerc очень сложный и дорогой: цена одной машины составляла около 8 млн долларов (для сравнения, американский Abrams М1А2 оценивался в 6 млн долларов, германский Leopard 2A6 – в 5 млн, а за российский Т-90С просили и того меньше – 2 млн). Впервые среди западных танков был применен автомат заряжания, что позволило уменьшить экипаж до трех человек, но самой главной фишкой был принципиально новый уровень информационной интеграции и компьютеризации. Все системы боевой машины были завязаны на единую информационно-управляющую систему (ИУС), а бортовой компьютер полностью контролировал работу комплекса вооружения, трансмиссии, двигателя и прочих многочисленных танковых систем. Система в реальном времени передавала командованию все данные о координатах, расходе топлива, боеприпасов, а до командира танка доводила боевые задачи. Одни специалисты полагали, что Leclerc сильно опередил время, другие считали его излишне сложной для боевых действий машиной, своего рода бронированным компьютером на гусеничном ходу. Необкатанность в реальных условиях и космическая сложность помешали французскому танку получить большее распространение, и к 2010 году производство этих машин было прекращено. Всего было поставлено 406 танков во французскую армию и 388 – в армию ОАЭ.

Проверка боем

Долгое время ничего хорошего о Leclerc слышать не приходилось, в основном описывались излишняя сложность и частые отказы на ранней стадии – ничего другого и быть не могло, так как танки обкатывались уже в войсках, где вылезали многочисленные «детские болезни». Однако успешный дебют французских танков в Йеменском конфликте заставил вновь заговорить о Leclerc. В конфликте участвовало около 80 танков ОАЭ, и, несмотря на интенсивный обстрел в городских условиях, ни один танк потерян не был. Для примера, в тех же условиях Саудовская Аравия потеряла в Йемене около девяти танков Abrams. Не лучшим образом проявили себя в боях против ИГИЛ (запрещено в РФ) турецкие Leopard 2A4 (потеряно более десяти машин) и иракские Abrams M1А1, большинство из которых были уничтожены устаревшими советскими противотанковыми гранатометами и комплексами.

Leclerc превосходно защищен с фронтальной проекции, но для войны в Йемене его дополнительно оснастили комплектом оборудования для боевых действий в городе AZUR (Actions en zone urbaine). Танк получил бортовые экраны из композитной брони, кормовую часть корпуса и башни закрыли противокумулятивными решетками, моторное отделение сверху было усилено дополнительным бронированием. Была установлена система о предупреждении приближения объектов к танку, в первую очередь вражеских солдат, которых эффективно уничтожали дистанционно управляемым 7,62-мм пулеметом и осколочными гранатами, разработанными для стандартного дымового танкового гранатомета. Был создан и новый снаряд 120HEF1, который мог использоваться не только как кумулятивный, но и как фугасный.

Опередивший время

Почти все описания Leclerc на русском языке – пересказ не совсем достоверных западных источников. Мало кто из наших соотечественников видел эти танки живьем, а еще меньше сидели внутри. Одним из них стал полковник запаса Сергей Суворов. В свое время он занимался обучением арабских экипажей и техническим обслуживанием новейших российских БМП-3, которые были закуплены Эмиратами, в бронетанковой школе армии ОАЭ, дислоцировавшейся в окрестностях Абу-Даби.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мир Дикого Востока Мир Дикого Востока

Как в Китае рождается медицина будущего

Популярная механика
Группы, в которых не менялся состав. Никогда Группы, в которых не менялся состав. Никогда

Группы, в которых состав отличается своей стабильностью

Maxim
Живые огни Живые огни

К растительным настольным лампам и деревьям-фонарям ведет несколько путей

Популярная механика
Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному

Есть ли будущее у искусственного мяса?

Inc.
Когда погаснет БАК Когда погаснет БАК

Мегапроекты, которые придут на смену Большому адронному коллайдеру

Популярная механика
Финкульт-привет Финкульт-привет

Низкая финграмотность — вызов не только для клиентов, но и для банков

Ведомости
Нервные клетки не восстанавливаются? Нервные клетки не восстанавливаются?

Может ли мозг взрослого человека образовывать новые нейроны взамен утраченных

Популярная механика
Развод и утрата: как справиться с последствиями Развод и утрата: как справиться с последствиями

Как утрата влияет на наше психологическое состояние?

VOICE
Танки против крепостей Танки против крепостей

Миф об уничтоженных танковых армиях на улицах Берлина

Популярная механика
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
Дело жизни Казуаки Харады Дело жизни Казуаки Харады

Японский художник Казуаки Хараде нашел свое дело почти случайно

Популярная механика
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Как спрятать голову в железо Как спрятать голову в железо

История доспехов в европейском Средневековье и технология воссоздания в наши дни

Популярная механика
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
Брат небесный, брат земной Брат небесный, брат земной

NASA исследует близнецов: астронавта и его брата, оставшегося на Земле

Популярная механика
«Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом «Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом

«Ушастый Запорожец» — тесный, шумный, тихоходный или совсем иной?

ТехИнсайдер
Как победить хищника? Как победить хищника?

Навыки выживания, необходимые для победы над расой идеальных охотников

Популярная механика
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
Новая бронетанковая доктрина Новая бронетанковая доктрина

О зарождении новой бронетанковой доктрины

Популярная механика
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
Карта дня беспилотника Карта дня беспилотника

Как города России готовятся к появлению беспилотных автомобилей

Популярная механика
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Интеллект для самолета Интеллект для самолета

Многофункциональная боевая машина следующего поколения

Популярная механика
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
Пока не было света Пока не было света

Предыстория солнца и солнечной системы

Популярная механика
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
Без рулей и элеронов Без рулей и элеронов

Можно ли обойтись без таких привычных элементов самолета, как рули и элероны?

Популярная механика
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
_Не музыка еще, уже не шум _Не музыка еще, уже не шум

Как научить машину сочинять музыку и писать картины

Популярная механика
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
Открыть в приложении