Подрывные инновации: как изменить мир, не разрушив компанию
Подрывные инновации, или disruptive innovation, — явление, которое ведет к изменению ландшафта всего рынка или отдельной отрасли. Среди самых заметных примеров — пришедший на смену телеграфу телефон или пароходы, которые заменили парусные суда, заменившие пленочные фотокамеры цифровые решения. В своей колонке для Inc.com бизнес-обозреватель Сорен Каплан рассказывает, почему погоня за подрывными инновациями, которой одержимы многие корпорации, может привести к краху всего бизнеса.
Когда я руководил группой по стратегии и инновациям в Hewlett-Packard — это было еще в конце прошлого столетия, — мы пригласили к себе профессора Гарвардского университета Клейтона Кристенсена, описавшего термин disruptive innovation в своей книге «Дилемма инноватора».
Во время встречи я задал ему простой вопрос: «Как вы придумываете подрывные инновации?»
На что он ответил: «Я просто знаю, как их описать».
Кристенсен утверждал, что существуют целые отрасли и крупные корпорации, которые могут быть «подорваны» непредвиденными конкурентами. Они находят способ поставлять продукцию по меньшей цене, чем существующие варианты, и при этом удовлетворять потребности заказчика. В результате клиенты уходят от старого способа ведения дел и переходят на новые, существующие лидеры умирают, а на их место приходят новые.
И хотя я ушел из HP через несколько лет после этого разговора, слова Кристенсена остались со мной до сих пор.
Подрывные инновации — важнейшая парадигма бизнеса
Все и всегда хотят инноваций. И мы уже не раз видели жертв пришедших на рынок новых решений — Kodak, Blockbuster, Borders, BlackBerry. Большинство из нас хотят избежать подобной участи, а в идеале — получить преимущества от самих разрушителей, таких как Netflix, Amazon или Apple. Однако сама концепция меняющих правила игры инноваций была не новой, когда ее сформулировал Кристенсен. Еще в 1942 году австрийско-американский экономист Йозеф Шумпетер описал динамику «созидательного разрушения» — фактически того же самого, о чем рассказывал в своей книге спустя полвека Клейтон Кристенсен. Об аналогичном явлении писал и Джеймс Аттербек из Массачусетского технологического института в 1994 году. В книге «Управляя динамикой инноваций» он вспоминал, как целая индустрия заготовки льда была вытеснена появившимися на рынке холодильниками, а ручные пишущие машинки сменила электрическая Selectric от IBM. Все это произошло еще до того, как термин «подрывные инновации» вошел в обиход.