Подключение к Swift: как Тейлор Свифт выросла из девочки с гитарой в миллиардера
Недавно альбом Тейлор Свифт Midnights стал первой пластинкой, которая 12 недель с момента выхода остается на первой строчке альбомного чарта Billboard. Саму Тейлор на ноябрьской American Music Awards назвали артистом года, а позже Forbes признал ее самой высокооплачиваемой певицей года. В 2023-м певица должна стать миллиардером. Несмотря на все это (или из-за всего этого), некоторые слушатели относятся к певице скептически. Михаэль Агафонов хочет развеять этот скепсис и объяснить, почему Свифт достойна всего, что имеет.
Тейлор Свифт вот-вот станет миллиардером. Эксперты пророчат, что ждать совсем ничего: международный тур Eras, который стартует в марте, должен принести певице $620 миллионов (на данный момент Forbes оценивает ее состояние в $570 миллионов).
И ажиотаж, вызванный в прошлом году анонсом концертов звезды, шокировал даже профессионалов индустрии. Так, билетный сайт-гигант Ticketmaster просто не справился со шквалом запросов и сломался, вызвав закономерное негодование и поклонников, и самой Тейлор.
Но мы сомневаемся, что певица долго переживала из-за скандала с билетами. В данный момент в ее карьере наблюдается один из самых успешных периодов. Сингл Anti-Hero с вышедшего в октябре альбома Midnights стал самой успешной песней 2022-го, побил несколько рекордов (это, например, самая успешная премьера в истории Spotify) и сделал Свифт первым артистом, которому удалось попасть на вершину американского чарта и в 2000-х, и в 2010-х, и в 2020-х. Через неделю после выпуска альбом Midnights побил более 70 рекордов продаж по всему миру. Например, она стала первым артистом, занявшим за одну неделю верхние десять строчек главного чарта США, Billboard Hot 100.
И это при том, что живьем она спела Anti-Hero всего один раз: на днях Тейлор пришла на лондонский концерт инди-рок-команды The 1975 и вышла на сцену с гитарой, шокировав зрителей. Потому что просто может себе это позволить.
Искусство монетизации
Разобрать причины успеха Тейлор Свифт можно с разных сторон. Например, изучить, как органично она меняет звучание своей музыки, при этом оставаясь верной себе и избегая упреков в том, что «она уже не та». Или можно примкнуть к таблоидам и пуститься в пересказ красочных эпизодов ее личной жизни, жонглируя громкими именами бывших бойфрендов. Или пойти по пути бизнес-журналистов, которые называют Свифт человеком-брендом и гениальным маркетологом.
Но ни один из сценариев не будет полным, если игнорировать остальные. И говорить придется обо всем. Славу и богатство певице принесла и ее влюбчивость, и обидчивость, и находчивость, и упорство, и безусловный талант.
Попытки найти в поп-культуре (и современной, и вообще) другого артиста, с которым можно было бы сравнить карьеру Тейлор, бессмысленны. Однако можно провести параллели между брендом «Тейлор Свифт» и Marvel. Издатели комиксов тоже постоянно менялись, перепридумывали свою мифологию, учитывали не только тренды, но и психологию читателей, постоянно расширяли армию последователей, баловали «пасхальными яйцами», не боялись рисковать и в итоге создали ни на что не похожий бренд.
Начнем с самого начала. Тейлор Свифт повезло родиться в достаточно богатой семье из Пенсильвании. Ее отец — успешный биржевой маклер, мать — маркетолог, переквалифицировавшийся в домохозяйку. Свифт также повезло, что родители не стали тянуть дочь в бизнес (хотя это все еще как посмотреть) и списывать ее желание заниматься творчеством на простые детские шалости. Напротив, когда 11-летняя Свифт вдохновилась кантри-звездами Шанайей Твейн и Фэйт Хилл и твердо решила, что сама обязана стать певицей, мать стала возить дочь на прослушивания в Нэшвилл. Маршрут выбрала сама Тейлор: она быстро поняла, что если делать карьеру, то сразу в мировой столице кантри.
Американская кантри-музыка — огромная бизнес-машина со своими авторитетами, правилами и подводными камнями. И Свифт на лету схватывала информацию. Например, в 14 лет разорвала первый контракт с лейблом (тяжеловесом Sony Music, на минуточку), потому что посчитала, что менеджеры не уделяют ей достаточного внимания. И это учитывая то, что на тот момент Свифт была самым молодым артистом, с которым лейбл заключил контракт.
Она едва ли была беспомощным новичком, хватавшимся за любую возможность пробиться в весьма конкурентной индустрии. Скорее всего, потому, что понимала: у нее за плечами моральная и финансовая поддержка родителей, а также дар писать песни и — что намного важнее в коммерческой музыке — на ходу рождать цепляющие мотивы, которым можно с ходу подпевать. Помощь «призрачных» авторов текстов, к которым часто прибегают ее куда более взрослые коллеги (и в кантри, и вообще), ей не требовалась. Это лейблам стоило бороться за возможность поработать с таким вундеркиндом, а не наоборот. Так и случилось.
По достоинству талант 16-летней Свифт оценил продюсер Скотт Борчетта, в тот момент как раз основавший независимый лейбл Big Machine. Борчетта сам родился в семье уважаемого продюсера и успел поработать в крупных компаниях, поэтому к моменту основания собственного лейбла мог похвастаться и опытом, и связями. Одаренная и нацеленная на успех девочка-подросток стала его золотым билетом: с ее помощью он мог продавать диски одной из самых лакомых демографических структур — девочкам-подросткам.
Так Свифт начала покорять мир кантри-музыки. Символично, что ее дебютный сингл назывался Tim McGraw — в честь кантри-певца Тима МакГроу, под чьи песни ее лирическая героиня сначала влюблялась, а потом страдала. Вскоре то же самое делала стремительно увеличивающаяся фанбаза самой Тейлор.