Южнокорейский опыт в развитии сельских территорий

Позитивные измененияБизнес

Движение за новую деревню

Южнокорейский опыт в развитии сельских территорий1

«Модернизация деревни через модернизацию сознания» — таким в свое время был призыв Сэмаыль Ундон, или «движения за новую деревню». Правительственная программа, которая была начата в 1970-х годах с очень простых, на первый взгляд, действий, выросла в общенациональное движение, которое существует в стране и по сей день. «Дух Сэмаыль», по мнению экспертов, стал вдохновляющей историей для множества государственных кампаний, в которых главным элементом является идея объединения жителей ради создания общего блага и процветания. Он же стал вдохновляющим примером для более чем сотни сельских территорий по всему миру, которые внедряют «движение за новую деревню» на базе Международного центра Сэмаыль в наше время.

1This publication was supported by the 2020 Korean Studies Grant Program of the Academy of Korean Studies (AKS-2020-R-94).

Южнокорейское чудо

Движение Сэмаыль, в отличие от других программ Пак Чонхи — президента Республики Корея, при котором страна явила миру легендарное «Чудо на реке Хан» — не так популярно как предмет исследовательского интереса. При этом, как и невиданный рост экономики страны (средний годовой доход населения вырос с $87 на человека в 1962 году до $4830 в 1989 году2), успех «движения за новую деревню» объясняется исследователями как исторической эпохой, условиями того времени, культурными особенностями страны, так и личностью самого Пак Чонхи (Reed, 2010). Кажется, что все эти факторы говорят о том, что вряд ли такая трансформация может представлять интерес в современном мире. Между тем наследие движения Сэмаыль выходит далеко за границы обычного исторического явления. Это программа, которой удается на протяжении нескольких последних десятилетий вдохновлять жителей сельских территорий в разных частях света на повторение южнокорейской «истории успеха».

2REPORT.RU. (2022). Экономика Республики Корея (Экономика Южной Кореи). Режим доступа: http://www.ereport.ru/articles/weconomy/skorea.htm?ysclid=lcrvftprwf913528172. (дата доступа: 12.12.2022).

Символика, как и само название Сэмаыль Ундон, являются отражением концепции и ключевых особенностей инициативы — каждый элемент названия многозначен. Дословно программа переводится с корейского языка как «движение за новую деревню» (Saemaul Undong; 새마을운동; 새 — новый, 마을 — деревня, 운동 — движение), но имеется и более глубокий смысл: 새 — это также расцвет, модернизация. Изображенный на флаге инициативы росток с тремя лепестками символизирует три ключевых компонента проекта: трудолюбие, сотрудничество и самопомощь, именно они и являются фундаментом программы, а желтый круг — благосостояние, которое будет достигнуто в результате ее реализации. Зеленый цвет — цвет природы, обозначает экологическую революцию, которая осуществилась в ходе Сэмаыль Ундон (Kim, 2012).

С чего все начиналось

Для начала рассмотрим, что из себя представляло «движение за новую деревню» на этапе своего зарождения. Всё началось в 1971 году, когда государство способствовало бесплатной раздаче 335 мешков цемента каждой деревне для того, чтобы местные жители своими собственными силами попробовали изменить внешний вид своих территорий. Позже такая стратегия была модернизирована в политику «мы помогаем тем, кто может помочь себе»: объявление соперничества между деревнями за большее финансирование со стороны государства. Так, если село, пользуясь лишь базовыми предоставленными ресурсами, способно самостоятельно повысить уровень жизни, эффективно осуществить модернизацию своих территорий, оно получает еще большую поддержку от государства. В соответствии с этим произошло разделение территорий на три класса: слаборазвитые, развивающиеся и развитые.

Однако как раз финансовая поддержка является наименее важным элементом Сэмаыль Ундон, которого явно было бы недостаточно для получения достигнутых результатов. В 1972 году был создан тренинговый центр Сэмаыль Ундон. В движении появляется ориентация на «модернизацию сознания» посредством профессиональных тренингов, которая смогла реформировать отношение населения от пассивного подчинения до уверенности в себе. По сути, целью деятельности таких тренинговых программ было с одной стороны — обучить, а с другой стороны — вдохновить на изменения жителей сельских территорий. «Стереотипное мышление в сторону эгоизма и безалаберности было реформировано в альтруизм, ответственность и общественную нравственность в условиях верховенства права» (Там же, с. 27). Сэмаыль Ундон направил внимание жителей деревень на достижении лучшей жизни («better life») через реализацию своего же потенциала. Программа сделала людей более уверенными в использовании ресурсов для максимизации производительности, а «can-do» аспект показал, что жители самостоятельно могут гарантировать своё существование в лучших условиях.

Трудолюбие, самопомощь и сотрудничество

К деятельности тренингового центра Сэмаыль Ундон были приглашены: члены органов государственной власти в качестве наставников; люди, которые делились своим опытом; представители интеллигенции и квалифицированные специалисты, которые обучали конкретным практическим навыкам. Возможность поступить в Центр Сэмаыль Ундон предоставлялась лидерам движения, выбранным деревней с помощью голосования. Таких представителей от каждой сельской территории было два человека: мужчина и женщина — они должны были вести за собой жителей сельской территории, вселять «Дух Сэмаыль» («Saemaul spirit»), который основывался, как уже отмечалось ранее, на трех компонентах: трудолюбие, самопомощь и сотрудничество. Кроме того, лидеры «движения за новую деревню» являлись связующим звеном в решении более серьёзных бюрократических вопросов с администрацией и организовывали различные собрания внутри деревни для решения насущных вопросов: распределения ресурсов, способов максимизации прибыли и улучшения инфраструктуры.

Что в итоге? Ключевым достижением Сэмаыль Ундон является стремительное снижение уровня бедности сельских территорий за счёт повышения доходов деревни в 8,7 раза в период с 1970 по 1979 год. Ярким показателем модернизации стал отчёт правительства о том, что заработок аграрных территорий заметно превышал урбанистический в 1974 году (Там же). В то время на городское население приходилось 52% от общего количества жителей, проживающих на территории Южной Кореи, тогда как к концу программы это число возросло до 70% с возможностью производства больше 80% валового национального продукта (ВНП).

Эмпирические исследования по поводу результатов инициативы показывают влияние Сэмаыль Ундон на мировоззрение сельских жителей. В 1970 году 52% опрошенного населения положительно относились к самопомощи и в принципе к самостоятельности, впоследствии этот показатель достиг 82% в 1975 году. Степень готовности к сотрудничеству, измеренная в том же исследовании, выросла за пять лет с 47,4% до 76,2%. Напротив, склонность отказываться от self-help и кооперации снизилась с 8,2% в 1970 году до 2,3% в 1975 году (по данным Korean Saemaul Undong Center, 2018).

Одно из значимых изменений, достигнутых сельскими жителями благодаря Сэмаыль Ундон, можно увидеть в более прогрессивном отношении корейцев к жизни. Уже в начале программы, в 1970-м году, 48,9% опрошенных ответили, что окружающие их люди, как и они сами, охотно принимают новый образ мышления, новые технологии и методы, а к 1975-му году этот показатель составил 80,5% (Там же).

Катализаторы

Каждое действие должно быть чем-то мотивировано, должно быть что-то, что вело бы человека вперед: к достижению цели, к успеху. Что явилось таким катализатором для жителей южнокорейских деревень? Что вдохновило их изменить привычный уклад жизни?

Безусловно, большую роль сыграла политика соперничества, упомянутая ранее. Трансляция успешного опыта Сэмаыль Ундон во время тренинговых программ, которая поднимала и развивала «дух Сэмаыль», вселяла веру в лучшее. Кроме того, действия органов местного самоуправления и их отношения с деревней были модернизированы, привнося феномен более гибкой и адаптивной политики государства по отношению к жителям аграрных районов. Деревенские собрания и возможность инициативного бюджетирования не только предоставили жителям возможность самостоятельно распоряжаться ресурсами, научиться самим решать наиболее значимые вопросы, но и наглядно продемонстрировали необходимость этих элементов для успеха.

Что представляет собой Сэмаыль Ундон в современном мире?

С одной стороны, это теперь большое общенациональное движение, которое объединяет тысячи жителей страны, готовых прийти на помощь там, где она требуется — во время чрезвычайных ситуаций в стране и мире.

С другой стороны, Международный Центр Сэмаыль Ундон — организация, которая занимается внедрением программ развития сельских территорий в развивающихся странах. Центр представляет собой сетевую платформу, которая способствует обмену опытом, удачными кейсами, способствует укреплению сотрудничества между участниками проектов из разных стран, которые хотят перенять опыт Сэмаыль Ундон (Douglass, 2014). В 2016 году создана Saemaul Undong Global League для закрепления устойчивого развития, куда под эгидой Республики Корея входят ещё 46 стран3.

3Основные исторические этапы и события в развития движения Сэмаыль представлены на сайте Центра Сэмаыль: https://www-en.saemaul.or.kr/sub/aboutSMU/history.php.

По состоянию на 2022 год программа проводится на территории 10 стран мира в 42 деревнях4. В каждой стране она осуществляется в несколько этапов: сначала выбираются предполагаемые объекты реализации на конкурсной основе — территории, проявляющие наибольший интерес и показывающие свой потенциал и желание изменений. После отбора представителей от каждой сельской территории везут в Корею, где проводится тренинговая программа обучения для лидеров с вдохновляющим рассказом об истории, успехе Сэмаыль Ундон, с самими лидерами, которые делятся опытом и стараются наглядно показать, как дух самопомощи, самоподдержки и сотрудничества становится основополагающим элементом модернизации сельских регионов. Для каждой отдельной территории разрабатывается проект развития и бюджетирования, которым занимаются две стороны: корейский Центр Сэмаыль и правительственное учреждение по вопросам местного самоуправления страны, где будет осуществляться проект — на основе уже имеющихся показателей и возможности внедрения новых технологий. В течение всего времени реализации проекта Центр Сэмаыль занимается мониторингом результатов модернизации для выявления наиболее подходящих и эффективных методов для каждой отдельно взятой сельской территории. Однако главным элементом остаётся вовлечение самих жителей: лекционная часть, групповые обсуждения, поездки на территории — всё для того, чтобы создать прочный базис для успеха инициативы.

4Карта территорий, участвующих в программе Сэмаыль, доступна на сайте Центра Сэмаыль: https://www-en.saemaul.or.kr/sub/globalSMU/overseas.php.

Можно говорить о том, что с одной стороны, современный вариант развития сельских территорий через движение Сэмаыль, основанный на ценностях трудолюбия, само– и взаимопомощи, является устойчивой и эффективной практикой, а с другой стороны, о возможности переноса «духа Сэмаыль» за пределы страны, о его потенциале вдохновлять людей на изменения через историю успеха, часто — даже очень далекой от них страны.

В заключение скажем, что в 2013 году ЮНЕСКО приняла архивы «Движения за новую деревню» к внесению в реестр «Память мира» как важный объект культурного наследия, способный дать надежду развивающимся странам5. Между тем элементы Сэмаыль Ундон, механизмы его реализации и имеющийся опыт представляют интерес как для академических исследователей, так и практиков по всему миру — как уникальная практика, способная вдохновлять людей далеко за пределами эпохи ее создания, а также далеко за пределами страны, в которой она была изобретена.

Наталья Гладких

Кандидат психологических наук, ведущий эксперт Центра технологических инноваций Института социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ

Карина Чистякова

Лицей НИУ ВШЭ

 


The New Village Movement

South Korea’s Experience in Rural Development1

“Modernization of the village through the modernization of consciousness” was the call of Saemaul Undong, or the “new village movement.” A government program that began in the 1970s with actions that were, at first glance, very simple, has grown into a nationwide movement that still exists in the country today. “The Spirit of Saemaul,” according to experts, has become an inspirational story for many state campaigns in which the main element is the idea of residents coming together to create a common good and prosperity. It has also become an inspiration to the more than one hundred rural areas around the world that are introducing the “new village movement” based on the Saemaul International Center in our time.

1This publication was supported by the 2020 Korean Studies Grant Program of the Academy of Korean Studies (AKS-2020-R-94).

The South Korean miracle

The Saemaul movement, unlike other programs of Park Chung-hee, the president of the Republic of Korea under whom the country brought the legendary “Miracle on the Han River” to the world, is not as popular as a subject of research interest. However, just like the unprecedented growth of the country’s economy (the average annual income of the population rose from $87 per person in 1962 to $4,830 in 19892), the success of the “new village movement” is attributed by researchers both to the historical era, conditions of that time, cultural specifics of the country, and the personality of Park Chung-hee himself (Reed, 2010). All of these factors seem to suggest that such a transformation is unlikely to be of interest in today’s world. Meanwhile, the legacy of the Saemaul movement goes far beyond the usual historical phenomenon. It is a program that has succeeded over the past several decades in inspiring people in rural areas around the world to repeat South Korea’s “success story.”

2EREPORT.RU. (2022). Economy of the Republic of Korea (Economy of South Korea). Retrieved from: http://www.ereport.ru/articles/ weconomy/skorea.htm?ysclid=lcrvftprwf913528172. (accessed: 12.12.2022).

The symbolism, like the name Saemaul Undong itself, is a reflection of the concept and key features of the initiative — each element of the name has multiple meanings. Literally, the program translates from Korean as “movement for a new village” (Saemaul Undong; 새마을운동; 새 — new, 마을 — village, 운동 — movement), but there is a deeper meaning: 새 also means “blossom,” “modernization.” The three-petal sprout depicted on the initiative’s flag symbolizes the three key components of the project: hard work, cooperation, and self-help, which are the foundation of the program, while the yellow circle represents the well-being that will result from its implementation. Green, the color of nature, signifies the ecological revolution that took place during Saemaul Undong (Kim, 2012).

How it all began

To begin with, let us consider what the “New Village Movement” was like at its inception. It all started in 1971, when the state promoted the free distribution of 335 bags of cement to every village so that the locals would try to change the appearance of their areas with their own efforts. This strategy was later upgraded to a policy of “we help those who can help themselves”: a declaration of competition between villages for more funding from the state. Thus, if the village, using only the basic resources provided, is able to improve the standard of living on its own, to effectively carry out the modernization of its territories, it receives even greater support from the state. Accordingly, territories were divided into three classes: underdeveloped, developing, and developed.

However, it is precisely the financial support that is the least important element of Saemaul Undong, which would clearly be insufficient to get the results achieved. In 1972, the Saemaul Undong Training Center was established. In the movement, an orientation towards “modernization of consciousness” through professional training appears, which was able to reform the attitude of the population from passive submission to self-confidence. In fact, the purpose of such training programs was, on the one hand, to educate, and on the other hand, to inspire change in rural areas. “Stereotypical thinking towards selfishness and carelessness has been reformed into altruism, responsibility, and public morality under the rule of law” (Ibid., p. 27). Samael Undong focused the attention of villagers on achieving a “better life” through the realization of their own potential. The program has made people more confident in using resources to maximize productivity, and the “can-do” aspect has shown that residents can guarantee their own existence in better conditions.

Hard work, self-help and cooperation

The following were invited to participated in the activities of the Saemaul Undong Training Center: members of state authorities as mentors, people who shared their experiences, intellectuals, and qualified professionals who taught specific practical skills. The opportunity to join the Saemaul Undong Center was given to movement leaders chosen by the village through voting. There were two such representatives from each rural territory: a man and a woman who were to lead the villagers and instill the “Saemaul spirit,” which was based, as noted earlier, on three components: hard work, self-help, and cooperation. In addition, the leaders of the New Village Movement were the liaisons for the more serious, bureaucratic issues with the administration and organized various meetings within the village to address pressing issues: resource allocation, ways to maximize profits, and infrastructure improvements.

What is the bottom line? The key achievements of Saemaul Undong are the rapid reduction in rural poverty through an 8.7-fold increase in village income between 1970 and 1979. A striking indicator of modernization was the government’s report that agrarian earnings were markedly higher than urban earnings in 1974 (Ibid.). At that time, the urban population accounted for 52 percent of the total population living in South Korea, whereas by the end of the program that number had risen to 70 percent with the ability to produce more than 80 percent of the gross national product (GNP).

Empirical research of the results of the initiative shows the impact of Saemaul Undong on the worldview of villagers. In 1970, 52% of the surveyed population had a positive attitude towards self-help and self-sufficiency in principle; subsequently, this figure reached 82% in 1975. The degree of willingness to cooperate, measured in the same study, increased over five years from 47.4% to 76.2%. In contrast, the propensity to refuse self-help and cooperation decreased from 8.2% in 1970 to 2.3% in 1975 (according to Korean Saemaul Undong Center, 2018).

One of the significant changes achieved by the villagers thanks to Saemaul Undong can be seen in Koreans’ more progressive attitude towards life. As early as at the inception of the program, in 1970, 48.9% of those surveyed responded that the people around them, like themselves, were willing to accept the new way of thinking, new technologies and methods, and by 1975 the figure was 80.5% (Ibid.).

Catalysts

Every action must be motivated by something, there must be something that would lead a person forward: to the goal, to success. What was such a catalyst for South Korean villagers? What inspired them to change their way of life?

Of course, the rivalry policy mentioned earlier played a big role. Broadcasting the successful experience of Saemaul Undong during the training programs, which raised and developed the “spirit of Saemaul,” instilled faith in the best. In addition, the actions of local governments and their relations with the village have been modernized, bringing the phenomenon of a more flexible and adaptive state policy towards the inhabitants of agrarian areas. Village meetings and the opportunity for proactive budgeting not only gave residents the opportunity to manage resources on their own and learn to solve the most important issues themselves, but also clearly demonstrated the need for these elements to achieve success.

What does saemaul undong represent in today’s world?

On the one hand, it is now a large nationwide movement that unites thousands of residents of the country who are ready to come to the aid where it is needed — during emergencies in the country and the world.

On the other hand, the International Saemaul Undong Center is an organization that implements rural development programs in developing countries. The Center is a networking platform that facilitates the exchange of experiences, successful cases, and fosters collaboration among project participants from different countries who want to learn from Samael Undong’s experience (Douglass, 2014). In 2016, the Saemaul Undong Global League was established to consolidate sustainable development, which includes 46 other countries under the auspices of the Republic of Korea3.

3The main historical stages and events in the development of the Saemaul movement are presented on the website of the Saemaul Center: https://www-en.saemaul.or.kr/sub/aboutSMU/history.php.

As of 2022, the program is being conducted in 10 countries in 42 villages4. In each country, it is carried out in several stages: first, the intended objects of implementation are selected on a competitive basis — the territories that show the greatest interest and demonstrate their potential and desire for change. After selection, representatives from each rural area are taken to Korea, where a leadership training program is held with an inspiring story of the success of Saemaul Undong, with the leaders themselves sharing their experiences and trying to demonstrate how the spirit of self-help, self-support and cooperation is becoming a fundamental element of rural modernization. For each individual territory, a development and budgeting project is designed by two parties: the Korean Saemaul Center and the local governmental agency of the country where the project will be implemented — based on the existing indicators and the possibility of introducing new technologies. Throughout the duration of the project, the Saemaul Center monitors the results of modernization to identify the most appropriate and effective methods for each individual rural area. However, the involvement of the residents themselves remains the main element: lectures, group discussions, site visits — all to create a solid basis for the success of the initiative.

4A map of the areas participating in the Saemaul program is available on the website of the Saemaul Center: https://www-en.saemaul.or.kr/sub/globalSMU/overseas.php.

We can talk about how, on the one hand, the modern version of rural development through the Saemaul movement, based on the values of hard work, self- and mutual assistance, is a sustainable and effective practice, and on the other hand, about the possibility of transferring the “spirit of Saemaul” outside the country, about its potential to inspire people to change through a success story, often even a very distant country from them.

In conclusion, in 2013 UNESCO accepted the archives of the New Village Movement for inclusion in the Memory of the World Register as an important cultural heritage that could provide hope for developing countries5. Meanwhile, the elements of Saemaul Undong, the mechanisms for its implementation, and the experiences available are of interest to both academic researchers and practitioners around the world as a unique practice capable of inspiring people far beyond the era of its creation, and far beyond the country in which it was invented.

Natalia Gladkikh

PhD in Psychology, Leading Expert, Centre for Technological Innovations, Institute of Social and Economic Design at the Higher School of Economics

Karina Chistiakova

HSE Lyceum

DOI 10.55140/2782-5817-2022-2-4-96-101

References

1. Douglass, M. (2014). The Saemaul Undong in historical perspective and in the contemporary world. In Learning from the South Korean Developmental Success (pp. 136-171). Palgrave Macmillan, London.

2. Reed, E. P. (2010). Is Saemaul Undong a Model for Developing Countries Today? Anniversary of Saemaul Undong Hosted by the Korea Saemaul Undong Center.

3. Kim, D. K. (2012). The Saemaul Undong Movement in the Republic of Korea: Sharing Knowledge on Community-Driven Development. Mandaluyong City, Philippines: Asian Development Bank, 415-453.

4. Korean Saemaul Undong Center (2018). Saemaul Undong in Korea, p. 91.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Новые марки, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Долгие деньги: какие активы принесли наибольшую выгоду инвесторам за последние 18 лет Долгие деньги: какие активы принесли наибольшую выгоду инвесторам за последние 18 лет

После 2022 года для многих инвесторов основной лейтмотив — это закрыть позиции

Forbes
Mazda CX-9. А он у тебя большой! Mazda CX-9. А он у тебя большой!

Mazda CX-9 — самый большой кроссовер модельного ряда Mazda

4x4 Club
Старение можно обратить вспять эпигенетическим перепрограммированием Старение можно обратить вспять эпигенетическим перепрограммированием

Если восстановить нормальную работу эпигенетики, организм можно омолодить

ТехИнсайдер
Александр Фадеев Александр Фадеев

Мы вспомнили об Александре Фадееве, чьих романов сейчас никто не читает

Дилетант
Не остались друзьями: Депп и Херд, Питт и Джоли и другие звезды, которые изводили друг друга после развода Не остались друзьями: Депп и Херд, Питт и Джоли и другие звезды, которые изводили друг друга после развода

"Отпусти и забудь" — это не про эти пары

VOICE
Подросток попал в плохую компанию: как это понять и помочь ребенку Подросток попал в плохую компанию: как это понять и помочь ребенку

Ребенок резко изменился, стал грубить и убегать из дома без спроса?

Psychologies
«Самый глупый маньяк»: история таксиста и серийного убийцы Дмитрия Лебедя «Самый глупый маньяк»: история таксиста и серийного убийцы Дмитрия Лебедя

На трех листах Лебедь написал список с 80 именами, и заявил, что убивал с 15 лет

VOICE
Из 1196 человек спаслись только 316, остальных съели акулы: жуткая история крушения крейсера Из 1196 человек спаслись только 316, остальных съели акулы: жуткая история крушения крейсера

Катастрофа крейсера "Индианаполис" вошла в историю

ТехИнсайдер
Магия или коды: что такое эзотерические языки программирования и зачем их создают Магия или коды: что такое эзотерические языки программирования и зачем их создают

Что такое эзотерические языки программирования и какими они бывают?

ТехИнсайдер
Ради чего продолжать жить в кризисный период: для тех, кто потерял смысл жизни Ради чего продолжать жить в кризисный период: для тех, кто потерял смысл жизни

Все рушится, опор больше нет, ориентиры сбиты. Как быть?

Psychologies
Chimera: посмотрите, как тестируют гибридный двигатель для нового мирового рекорда скорости полета Chimera: посмотрите, как тестируют гибридный двигатель для нового мирового рекорда скорости полета

Может ли беспилотник развить скорость больше, чем любой самолет в мире?

ТехИнсайдер
«Он ставит на место внутренний компас»: Фекла Толстая о наследии великого прапрадеда «Он ставит на место внутренний компас»: Фекла Толстая о наследии великого прапрадеда

О новом прочтении классических текстов Фекла Толстая рассказала в интервью

Forbes
План на год План на год

Есть международные дни здоровья, чтобы напомнить нам о профилактике

Лиза
Отрывок из романа Алексея Иванова «Бронепароходы» Отрывок из романа Алексея Иванова «Бронепароходы»

Глава из романа Алексея Иванова о речном флоте времен Гражданской войны

СНОБ
А вы знаете, почему пуговицы на мужских рубашках пришиты справа, а на женских слева? А вы знаете, почему пуговицы на мужских рубашках пришиты справа, а на женских слева?

Какой смысл в разном расположении пуговиц на мужских и женских рубашках?

ТехИнсайдер
Эпоха рестраврации Эпоха рестраврации

Гид по самым неудобным вопросам про исторический центр Петербурга

Собака.ru
Когда хочется сказать «нет»: как отказать партнеру в сексе — психологический разбор Когда хочется сказать «нет»: как отказать партнеру в сексе — психологический разбор

Почему некоторые женщины не находят в себе сил отказать в сексе

Psychologies
Справедливые чувства: почему мы имеем право выражать свои негативные эмоции Справедливые чувства: почему мы имеем право выражать свои негативные эмоции

Отрывок из книги психотерапевта Дэвида Бернса «Хорошее настроение»

Forbes
10 фильмов нашего детства, которые незаслуженно забыты 10 фильмов нашего детства, которые незаслуженно забыты

В детстве мы пересматривали эти фильмы, но сегодня о них никто не вспоминает

VOICE
Как выглядел обладатель знаменитого Как выглядел обладатель знаменитого

Иерихонский череп обрел новое лицо благодаря новейшим методам реконструкции

ТехИнсайдер
Что мы читали в 2022 году Что мы читали в 2022 году

Список бестселлеров уходящего 2022 года

СНОБ
Она изменила цвет кожи и сделала себе самую большую грудь в Европе, но это еще не все! История преображения Она изменила цвет кожи и сделала себе самую большую грудь в Европе, но это еще не все! История преображения

Девушка немецкого происхождения решила изменить свое тело... и свою жизнь

ТехИнсайдер
Снег, лунатик и испорченный номер: почему в отелях не разрешают открывать окна Снег, лунатик и испорченный номер: почему в отелях не разрешают открывать окна

Что будет, если зимой, в мороз, оставить окно в номере открытым?

Правила жизни
Харакири по всем правилам Харакири по всем правилам

6 марта 1929 года произошло событие, которое взбудоражило всю Москву

Дилетант
5 книг про женскую измену: выбор литературного критика 5 книг про женскую измену: выбор литературного критика

Книги о переменчивой женской любви, которые могут нас тронуть и увлечь

Psychologies
Как велосипед помогал избавляться от корсетов и бороться за права женщин Как велосипед помогал избавляться от корсетов и бороться за права женщин

Как появление велосипеда изменило жизнь женщин

Forbes
Реальная история вампира, орудовавшего в СССР: мужчина искал человеческую кровь для сохранения молодости своей жены Реальная история вампира, орудовавшего в СССР: мужчина искал человеческую кровь для сохранения молодости своей жены

Одно из самых загадочных дел в истории криминалистики СССР

ТехИнсайдер
Звезда таинственно мерцала целых семь лет, прежде чем засиять снова: космическая загадка Звезда таинственно мерцала целых семь лет, прежде чем засиять снова: космическая загадка

Звезда, известная как Gaia17bpp, внезапно вспыхнула ярко

ТехИнсайдер
Блестящий результат Блестящий результат

8 способов вернуть ванной комнате безупречную чистоту

Лиза
Открыть в приложении