Шаг вперед: как правильно мотивировать ребенка
Мотивация – важная движущая сила. Как правильно применять ее на практике?
Саша бежит на испанский как на праздник, а Настю приходится каждый раз уговаривать? Макар делает уроки за час, а Гриша растягивает выполнение заданий на полдня, постоянно отвлекаясь то на телефон, то на обиженное ворчание «ненавижу эту домашку».
Лучшая школа в районе, курсы верховой езды, запись на которые закрыта на год вперед и иностранный с носителем – совсем не гарантия, что ребенок проявит рвение или хотя бы интерес. О том, как правильно мотивировать школьника, рассказывает детский психолог Евлалия Просветова.
Сформулировать причину
У каждой семьи свои ценности и понятия о том, что такое успешная и гармоничная личность. Как правило, склонности к чему-то у детей начинают проявляться после девяти лет, до этого им просто хочется, чтобы преподаватель был добрый, веселый и не ругался.
Поэтому в целом выбор школы или секции делают родители. Важно понять, чем именно мы руководствуемся, и объяснить ребенку, почему он должен вставать в субботу в девять утра и куда-то ехать.
Ходить на плаванье полезно для здоровья, а у тебя, как и у меня с папой, проблемы со спиной и осанкой. Занимаясь рисованием, ты разовьешь фантазию, это поможет тебе в будущем. Выучишь английский – тебе откроются двери зарубежных вузов, а в детстве язык усваивается лучше.
Иногда оказывается, что истинная причина не имеет никакого отношения к благу и интересам ребенка, и все дело в страхе быть недостаточно хорошей матерью или порадовать свекровь, которая видит внука скрипачом. В этом случае есть риск транслировать двойной посыл: «надо ходить, а то расстроишь маму» или даже «скажи, что скрипка ерунда, пусть бабушка поймет, что ее педагогические теории устарели».
Обеспечить физический комфорт
Иногда нелюбовь к плаванью, музыке или школьным урокам связана совсем не с отсутствием мотивации, а с обычной усталостью, голодом или неудобной обувью.
Если на танцы надо бежать сразу после школы, а для этого еще пообедать щами из квашеной капусты в школьной столовой, потому что домой зайти не получится, ребенок будет капризничать, ныть и не проявлять ни малейшей инициативы.
Но если перенести занятия на другое время и другой день, а в школу с собой дать вкусный бутерброд и любимый сок, энтузиазм сразу появится.
Часто успеваемость в новой и объективно хорошей школе резко падает только из-за того, что на уроки приходится вставать на час раньше или ехать на машине, где сильно укачивает.
Кроме того, у каждого ребенка свое сенсорное восприятие. Например, он чувствителен к низким температурам, и тогда холодный неуютный бассейн поставит крест на карьере пловца.