Следовать за мечтой
Наталья и Мурад Османн — не только красивая семейная пара, но и бренд. Они великие путешественники. Почти десять лет назад супруги придумали проект #FollowMeTo, который быстро обрел популярность и продолжает набирать обороты. Наташа и Мурад являются друзьями Дома BVLGARI, и эта сторона жизни гармонично сочетается с их профессиональными приоритетами. Мы встретились онлайн и поговорили во время прямого эфира в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) @okmagazine_ru. А съемку супруги сделали сами — у себя дома.
Прежде всего хочу поздравить тебя, Мурад, с юбилеем. 35 лет — это такой важный этап в жизни. Ты сам это как-то ощущаешь?
Мурад: Вадим, мне кажется, я выкину этот год (Наталья смеется), поэтому мне еще 34, я еще молодой. Возраст — это в любом случае состояние души: у меня дед в 85 летает, путешествует, поэтому это ничего не значит.
То есть для дальнейших путешествий у тебя впереди еще много времени.
М.: Лимитов нет, это точно. Вы, я знаю, вдвоем отметили этот праздник.
Наталья: Да. На самом деле мы достаточно рано сели на карантин. Последняя наша поездка была в Марокко. В начале марта мы вернулись и сразу самоизолировались.
М.: Как раз до всей активной фазы мы сели дома — и вот с тех пор сидим.
Слушайте, вот как вы, вечные путешественники, основатели #FollowMeTo, который развивается, дышит, отложили эти путешествия в сторону и живете в четырех стенах? Я имею в виду психологически.
М.: Я так тебе скажу, Вадим: мы не стали меньше работать, мы везде активизировались, потому что это уже состояние разума, его нужно поддерживать. Мы всё время находимся в какой-то активной фазе и не даем себе впасть в уныние и депрессию. Мы даже одеваемся дома специально так, будто идем куда-то.
Н.: Даже обувь соответствующую я надеваю на чашечку кофе между обедом и ужином. (Смеется.)
М.: Надо как-то структурировать себя. Тут просто очень легко сесть и начать думать: «Ну всё, поставлю свое внутреннее состояние на паузу, а потом просто выйду как медведь из спячки и заново всё начну», — но это невозможно, потому что нужно всё время самообразовываться — сейчас идеальное время для этого.
Я с тобой согласен, Мурад. Вы, кстати, можете еще жить прекрасными воспоминаниями: рассматривать, например, фотографии из своих путешествий.
Н.: На самом деле мы сейчас путешествуем по квартире. Когда только-только начался карантин, мы запустили добровольную акцию #FollowMeToHome, где просили наших подписчиков, чтобы их взбодрить и поддержать, путешествовать по дому, делать фотографии, представляя, что они находятся где-то в другой стране. Тысячи людей приняли в этом участие. Удивительно, насколько много креативных ребят.
М.: Да, мы почему-то подумали, что многим сейчас сложно будет это сделать, но креатива оказалось столько! Кто-то дома сооружал замки, рисовал на обоях, половина людей фантазировали на тему, как они улетают в разные города и страны, — все жаждали творчества. У нас народ на самом деле очень креативный, четыре стены их не остановят.
Видите, вы умеете вдохновить не только друг друга, но и огромную армию ваших поклонников, последователей. Действительно, путешествовать можно и в четырех стенах, думая о прекрасном... Я смотрю на экран: у вас за спинами такие затейливые обои.
Н.: Это не обои, а ковер из Казахстана, мы его натянули на багет.
М.: Нет-нет, это был Узбекистан. Просто у каждого уважаемого дагестанца должен быть ковер и на стене, и на полу, поэтому мы этот гештальт закрыли — у нас есть на полу, и вот теперь на стене.
Мурад, про тебя в Википедии написано: «Российский фотограф из Москвы». Это соответствует действительности? Как ты сам это ощущаешь?
М: Ну я так скажу: я россиянин, конечно же, но родился в Дагестане. Первое время я Наташе говорил и ее пугал, что я родился на сеновале в ауле, и она долго верила в это. На самом деле родился я в Махачкале.
Это большой город.
М.: Да, это столица Дагестана.
Потом ты переехал в Москву с семьей — в раннем возрасте, так?
М.: Мне было 5 лет, я переехал в Москву, окончил здесь школу, потом уехал в Англию на восемь лет.
Вот это интересно, на восемь лет уехал в Англию. Родители тебя отправили учиться на инженера, я так понимаю?
М.: Да. Я окончил школу в Москве экстерном, чтобы поступить в хороший вуз в Англии. Для этого мне надо было еще и там отучиться последние два класса. Я поехал в Кембридж, отучился два года, после этого поступил в Лондоне в институт. Суммарно где-то так получилось, что восемь лет я отдал математике, физике, высшей математике, гидромеханике.
Н.: Полезно.
Скажи, это было радостное время или тяжкая повинность перед родителями?
М.: У меня всю жизнь были очень хорошие оценки и тяга к математике: это были пятерки, а если по английской системе, то 97–98 баллов из 100.
То есть однозначно математический склад ума.
М.: Да, действительно, математический. При том в детстве, как мне мама рассказывала, я хотел стать журналистом или адвокатом — видимо, не подозревал, насколько это сложно. Но когда попал в Лондон, оказалось, что тот курс, на который я иду, инженерный: математики там всего 20%, а остальные 80% — физика, ну а физику я ненавидел всю жизнь.
Честно говоря, для меня разницы между математикой и физикой нет никакой. (Смеется.)
Н.: Вот-вот!
М.: И восемь лет ада физики мне пришлось прожить.
Не было желания бросить, как-то развернуть свою жизнь в другую сторону? Юный возраст, вся жизнь впереди…
М.: Каждый раз, разговаривая с родителями, я объяснял им, насколько я неправильным путем иду, что мне нужно начать что-то новое. Но, оглядываясь сейчас назад, понимаю, что это я сам себя так оправдывал. Это был страх перед экзаменами. Слава богу, что родители на это не клюнули. Более того, в первый год я экзамены не сдал в Лондоне, а там такая система, что если ты хоть один экзамен не сдашь, то тебе дают шанс поступить только на следующий год. Так что я на один год вернулся в Москву, готовился поступить вновь, и как раз в это время занялся фотографией — такой получился симбиоз интересов. Фотография возникла параллельно с моими основными занятиями. Получается, что это была для меня какая-то отдушина.
Но все-таки ты решил дальше учиться на инженера, а фотография так и оставалась параллельной жизнью, хобби, так?
М.: Конечно. Я считаю, что фундаментальное образование в любом случае важно, оно мне дало очень многое и в рамках занятий фотографией, и в плане карьеры, и в продюсировании.
Конечно, я знаю про кинокомпанию HYPE Production, созданную тобой и Ильёй Стюартом.
Н.: С Ильёй ты ведь познакомился тоже в Англии.
М.: Да. Для продюсирования организационно математика очень полезна. Она формирует правильный склад ума, как база. Мне кажется, идти учиться именно на фотографа... Фотография — это творчество, это жизнь: этому можно параллельно научиться, как второе образование, но склад ума — он должен быть какой-то фундаментальный.
Ты получил математическое образование в Лондоне и сразу переключился на продюсирование?
М: Да, мы с Ильёй познакомились в Англии, в русском комьюнити...
...И решили делать кино?
М.: Не сразу. Более того, он, вернувшись в Россию, два года проработал в рекламном агентстве, я — фотографом, и на тот момент, когда мы закончили свои индивидуальные поиски, пришли к тому, чтобы создать общую компанию. Решили, что не будем заниматься рекламой, а только творчеством — будем снимать клипы и кино: режиссировать, снимать, продюсировать.
У вас серьезная компания, вы продюсировали, например, фильмы Кирилла Серебренникова «Лето», «Ученик», новый его фильм «Петровы в гриппе».
М.: Да-да-да.
Ваши проекты и в Каннах были представлены, и на Берлинском фестивале. Я очень рад за тебя, Мурад, и за Илью, что всё у вас идет вверх и ваш бизнес развивается достаточно стремительно.
М.: Спасибо, Вадим.
Сейчас я хочу обратиться к Наташе. Ты родом из Ижевска?