Единитная, удивная, разъятная…
«И кто только выдумал эти знаки препинания?! — восклицают школьники, столкнувшись с трудностями пунктуации. — Как было бы хорошо, если бы их не было!» А ведь наши далёкие предки обходились без всяких там точек, запятых и вопросительных знаков. Но если они появились, значит, оказались нужны.
Отсутствие знаков препинания в тексте затрудняло его чтение и понимание, часто приводило к ошибочному или двоякому толкованию. А знак, поставленный не на своё место, иногда придавал предложению противоположный смысл. Очень часто в назидание приводится известный пример: «Казнить нельзя помиловать». Где поставить запятую? Один маленький значок, а от него зависит жизнь человека.
Получается, что без знаков препинания и пунктуации нам не обойтись. Давайте для начала разделим эти два понятия. Знаки препинания — это письменные знаки, нужные для того, чтобы делить текст на смысловые отрезки, показывать особенности его строения, обозначать паузы и интонации, которые в устной речи мы делаем голосом. Пунктуация (от лат. punctum — точка) — это система знаков препинания в письменности какого-либо языка и правила их расстановки в письменной речи.
Первыми в Европе знаки препинания стали использовать древние греки. Драматург Еврипид (V век до н. э.) зна́ком «<» отмечал в тексте перемену говорящего лица, то есть заменял тире и кавычки. А философ Аристотель (IV век до н. э.) использовал знак, который выглядел как горизонтальная линия внизу строки «_». Точное назначение его неясно. Вероятнее всего, он разделял текст на параграфы, а следовательно, был своего рода разновидностью современного знака «§». Однако эти знаки использовались без всякой системы, достаточно произвольно.
Отцом пунктуации традиционно считают человека, который создал правила употребления знаков препинания, грамматика, лексикографа, заведующего Александрийской библиотекой Аристофана Византийского (ок. 257—180 годы до н. э.). Пунктуация, которую разработал Аристофан, прежде всего, была призвана помочь ораторам, чьё искусство публично произносить речи перед согражданами имело в античности большое значение. Речь оратора часто составлялась заранее, и перед выступлением её можно было записать и выучить, чтобы произнести ярко, с выражением.
Система Аристофана Византийского состояла из трёх точек: «.», «·» и «˙». Расположение точки в нижней, средней или верхней части строки определялось долготой паузы, которую делал оратор во время произнесения речи. Точки в нижней и средней части строки выполняли те же задачи, что и современные запятая и точка с запятой, а расположение точек говорило о том, что в речи нужно сделать либо короткую, либо среднюю паузу. Точка в верхней части строки играла роль современной точки, она обозначала конец мысли и долгую паузу.
Александрийскую систему из трёх точек использовали многие древнеримские грамматики, но новой оригинальной пунктуации они не создали.
После распада Римской империи многие изобретения греков и римлян унаследовали варвары. Однако для пунктуации наступили «тёмные времена» — про неё забыли. Интерес к тексту и культуре письма вновь возник во времена Карла Великого в VIII— IX веках (этот период называют ещё Каролингским возрождением). При его правлении появилось много книг для чтения. В основном это были святые писания, молитвы, часословы, жизнеописания святых. В скрипториях при монастырях работа шла непрерывно: одни монахи изготавливали пергамент, другие — чернила, третьи переписывали тексты, четвёртые занимались украшением книг орнаментами и иллюстрациями. Культура чтения постепенно развивалась, и, конечно, возникла необходимость в знаках препинания.
При дворе Карла Великого (748—814 годы) пунктуацию разрабатывали учёные монахи Алкуин и Варнефрид. Они создали такую последовательность знаков препинания: знак «?» соответствовал современной «,»; «.» — современной «;» или «:»; «;» соответствовала современной «.». В это время стихийно возникали и другие системы знаков препинания, впрочем, ни одна из них не нашла широкого распространения. Писцы часто ставили знаки в тексте как заблагорассудится.