Заслуженная кислота
Витамин С отмечает юбилей. Как история аскорбинки стала историей борьбы человечества за здоровье и долголетие, выяснил «Огонек»
Разумеется, витамин С был открыт не первым. Вначале — как и полагается по алфавиту — были A и B. Но аскорбинка не сильно отстала от предшественников. Ровно 90 лет назад, в 1928 году, венгерский биохимик Альберт Сент-Дьердьи выделил из надпочечников животных и из нескольких растений вещество, которое позднее получило название аскорбиновой кислоты, или витамина С.
При этом цинга — болезнь, которую провоцирует дефицит этого витамина в организме человека,— известна издревле. Чувство слабости, кровоточивость десен, хрупкость сосудов и так далее — симптомы, указывающие на цингу, описаны еще древними египтянами, встречаются они у Гиппократа, в хрониках крестовых походов. Трагическую известность и свое название болезнь приобрела в период великих географических открытий. Цинга косила экспедиции и Васко да Гамы в конце XV века, и Джеймса Кука в середине XVIII века.
Цинга долгое время считалась заразой, инфекцией, никто и не догадывался, что причина в недостатке каких-то миллиграммов витамина. К слову, сегодня каждая страна сама устанавливает показатель суточной физиологической потребности в аскорбинке. По миру он колеблется в пределах 45–110 миллиграммов на взрослого. В России норма — 90 миллиграммов. Спасение от цинги находили зачастую случайно. Англичане, голландцы увидели пользу в цитрусовых, которые везли из экзотических стран на родину, немцы — в квашеной капусте, американцы — в клюкве. В России жители исконно спасались хвоей — природным источником аскорбинки.
Больше полувека назад, в 1953-м, «Огонек» рекламировал витамин С из другого натурального источника — шиповника — как средство укрепления здоровья. Цинга тогда уже была позабыта (сегодня случаи заболевания встречаются крайне редко лишь в самых бедных странах). Буквально пять лет спустя, в 1958-м, «Огонек» просвещал читателей иначе: «Потребности в витамине С огромны. Чтобы удовлетворить их, пришлось бы разводить огромные плантации шиповника… Наши витаминные заводы получают этот витамин синтетически — из глюкозы. Белоснежный, приятный, кисленький порошок очень необходим человеку. Принимая его, можно предупредить ранний склероз».
Витамин С, хотя и имеет двух предшественников,— первый синтезированный витамин. Открытие совершил английский биохимик Уолтер Хоуорс в 1933 году, то есть 85 лет назад. Синтез позволил удешевить производство аскорбинки и сделать ее самым доступным витамином. И Сент-Дьердьи, и Хоуорс удостоились за свои труды Нобелевской премии, причем в один год — в 1937-м. Нобелевский комитет наградил обоих за исследование аскорбиновой кислоты, правда, пришлось развести их по номинациям: Сент-Дьердьи досталась премия по физиологии и медицине, а Хоуорсу — по химии.
С цингой было покончено, и витамин С начал самостоятельное путешествие. Большую роль в нем сыграл знаменитый американский химик Лайнус Полинг, дважды Нобелевский лауреат (по химии в 1954-м, мира в 1962-м). Не будет преувеличением назвать его главным в мире популяризатором аскорбиновой кислоты, который, увы, плохо кончил.
В почтенном возрасте 65 лет Полинг начал принимать слоновьи дозы витамина С: в разные периоды от 3 до 18 граммов в день. Например, он добавлял аскорбиновую кислоту в апельсиновый сок во время завтрака. Полинг стал чувствовать себя лучше (прежде его часто мучила простуда) и уверовал в силу аскорбинки. В 1970 году он опубликовал книгу, ставшую бестселлером, в которой утверждал, что сверхдозы витамина С помогут побороть простуду. Полингу, которому тогда уже было 69 лет, поверили: он же авторитетный ученый. Так началось повальное увлечение аскорбинкой.