Прощай, грусть!
Яблочный омлет против осенней хандры
Омлет — самая простая вещь на свете для тех, кто не особенно погружается в гастрономические тонкие материи. И самая сложная для тех, кто погружается. Посвященные в мир кухонной моды знают, что умение сделать правильный омлет определяет поварское мастерство.
Нельзя приготовить омлет, не разбив яиц, говорит галльская народная мудрость. Иными словами, действуйте решительно, иначе успеха не добиться. Совет и правда дельный.
Откуда появился омлет и как он возник? Упоминания о похожем блюде существовало уже в средневековой Андалусии. Франсуа Рабле, отец великанов со здоровым аппетитом, пишет слово «омлет» таким образом, что узнать в нем современное написание нельзя совершенно, зато в нем явно просматривается слово «лакте», то есть молочный. Как и все древние блюда, его скорее всего никто не выдумал, идея разбить яйцо и пожарить его на горячем камне проста сама по себе.
Единственная грустная история, которая связана с омлетом,— это история великого французского математика, философа и открывателя алгоритмов выбора избирателей Николя де Кондорсе. Под угрозой казни он бежал из революционного Парижа и остановился на постой в городе Кламаре, где попросил приготовить ему омлет. Трактирщик спросил, сколько яиц. «Двенадцать»,— ответил Кондорсе. Бедный ученый, видимо, просто никогда не бывал на кухне. Ответ привлек, конечно, внимание, и Кондорсе схватили. В то время и хлеб-то было трудно достать. Через несколько дней он умер в тюрьме от болезни сердца.
Во Франции и за ее пределами омлет часто считают нормандским блюдом из-за «матушки» Пуляр, которая его якобы выдумала. Поскольку хозяйка существующего и ныне ресторана, где главное блюдо — омлет, жила явно позднее, чем Рабле, то вопрос о первородстве и обсуждать не стоит. Но в том же ресторане, у монастыря Сен-Мишель, да и во всех домах и ресторанах по соседству готовят и еще один вид омлета, который уж точно — местный. Это десерт — омлет сладкий и с яблоками,