Рисующие роботы Пиндара ван Армана
Есть художники темные и светлые: мрачный гений Гойи и радостный – Леонардо, вымороченная фантазия Босха и воздушные сказки Шагала тому пример. Пиндар ван Арман пришел со светлой стороны, хотя его машины предпочитают темную палитру. Однако за их черно-коричневыми полотнами стоит фигура неунывающего человека, который готов часами беседовать с первым встречным о творческом импульсе робота.
Артефакт
Имя: Пиндар ван Арман
Страна: США
Жанр: вычислительное творчество, живопись
Сейчас в лаборатории-мастерской Пиндара ван Армана десять роботов: пять рук-манипуляторов и пять координатных XY-столов; когда мы звоним, чтобы взять интервью, Пиндар как раз едет покупать одиннадцатую машину. «Мозг» на всех роботов один – искусственный интеллект CloudPainter, над которым Пиндар работает уже тринадцать лет. Робохудожник прошел долгий путь от принтера с кисточкой до механизма, способного написать портрет человека, которого никогда не видел.
Человек передает кисть машине
Зачем давать роботу кисть и краски, если с живописью отлично справляются люди-художники? Для Пиндара ответ очевиден: «Я наблюдаю, как робот рисует, и пытаюсь понять, как рисую сам». Этот изысканный способ разобраться в себе придумал, конечно, не Пиндар. Вычислительным творчеством (computational creativity) занимаются с конца 1980-х, пытаясь получить от компьютера неожиданный, незапрограммированный результат. Самый известный пример «творческого» алгоритма, работающего в области визуальных искусств, – Deep Dream от Google, который находит глаза и силуэты животных в каждой детали любого изображения.
Менее известен робот-художник AARON Гарольда Коэна – тот, с которого все началось. Еще до нейросетей, машинного зрения и машинного обучения AARON, программа, написанная на языке C сорок лет назад, создавала изображения и с помощью механических манипуляторов переносила их на ткань. Коэн скончался в 2016 году, в конце жизни разочаровавшись в идее машинного творчества – по крайней мере так показалось Пиндару, который говорил с ним всего однажды, незадолго до смерти. «Он был одержим мыслью о том, что большая часть [креативных роботов] всего лишь накладывают более-менее сложный фильтр на исходное изображение… С тех пор я спрашиваю себя, насколько мои роботы похожи на фильтры, и стараюсь уйти как можно дальше от этого принципа», – пишет он в маленьком некрологе на своем сайте.
Всего в мире вычислительным творчеством с приложением к живописи и графике занимается около двух сотен человек и компаний. Некоторые профессионалы считают, что у CloudPainter получается лучше, чем у других. Портрет маслом работы ИИ ван Армана единственный из многих картин машинного авторства привлек внимание ведущего критика журнала New York Magazine Джерри Зальца. «Эта картина выглядит так, как будто над ней работал человек», – сказал Зальц. И добавил: «Правда, это не значит, что картина хорошая». Каждый год алгоритм ван Армана занимает призовое место в конкурсе Robotart, а в 2018 году CloudPainter получил первый приз за «экспрессивные портреты» – в том числе за те, которые ИИ вообразил сам.