Один из самых молодых видов авиамодельного спорта

Популярная механикаСпорт

Метательные планеры

Текст: Александр Грек

Один из самых молодых видов авиамодельного спорта выглядит довольно занятно: спортсмен берет планер за небольшой крюк, закрепленный на конце крыла, делает движение как при метании диска, бросает – планер почти вертикально устремляется в зенит и на высоте около 60 м переходит в горизонтальный полет. Особо одаренные забрасывают и на 100 м. И сколько планер задержится на этой высоте, зависит от мастерства пилота и термических воздушных потоков.

КЛАСС FAI F3K – РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЕ МЕТАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ – появился совсем недавно, первый чемпионат мира состоялся в Швеции в 2011 году. Максимальный размах крыльев – 1,5 м, максимальный вес – 600 г. Планер должен запускаться только вручную и управляться по радио. Моделям планеров уже не одно столетие, почему же класс F3K появился только сейчас, что в нем интересного?

Высший пилотаж. Метательный планер F3K – это спортивный снаряд для бескомпромиссной борьбы на летных полях, однако это и отличная игрушка в руках опытного пилота. Планер не только приносит фан полетами в восходящих потоках – он способен показать пилотаж в стиле 3D-шок-флаеров. Для этого достаточно пятачка земли – это может быть любая поляна, пляж или спортплощадка размером с волейбольную. Аэродром не потребуется. Взлет и посадка происходят с руки и в руку. Легко, просто и непринужденно… По этой причине планеры F3K расходятся по земному шару, все чаще отправляясь с пилотами в самые дальние уголки мира.

Первые модели были неуправляемыми и просто планировали, этакий совершенный детский бумажный самолетик – именно с такими и стоят пионеры 1930-х годов на многочисленных сохранившихся советских плакатах. Чуть позже появились радиоуправляемые модели, которые прекрасно себя вели в восходящих воздушных потоках, например на склоне холма. Но для самой сложной дисциплины планерного спорта – полетов в термических потоках, которые можно найти не только солнечным летом на любой полянке, но и хмурым ветреным днем, – не хватало технического совершенства: чтобы удержаться в «термиках», планер должен быть существенно легче. Своим появлением F3K обязан прогрессу в новых материалах и микроэлектронике.

Еще пять лет назад в авиамодельном спорте использовались углепластиковые волокна с модулем 300 (выдерживающие 300 кг на миллиметр сечения на разрыв). Сейчас применяются карбоновые волокна с модулем до 900–1200. Хвостовая балка планера, испытывающая очень большую нагрузку при забросе (изгибающее усилие 3,5 кг), например, весит всего 10 г, а весь фюзеляж – 30–35 г. Толщина углепластикового ламината – 0,1 мм, практически бритва.

Кроме того, появились сверхлегкие рулевые машинки, управляющая электроника и аккумуляторы. Самые легкие рулевые машинки с усилием 3 кг сегодня весят 7 г (а их требуется четыре). Приемники для планера выбирают минимального размера и веса. Раньше для получения дополнительной телеметрической информации надо было устанавливать гаджеты типа телеметрического передатчика с вариометром и датчиком напряжения бортовой сети. В современных приемниках вся телеметрия встроенная. А она жизненно необходима, особенно контроль разряда аккумуляторов. Встроенный вариометр позволяет видеть высоту, скорость набора высоты и снижения. Можно запрограммировать передатчик, и он будет сигнализировать, как вариометры в настоящих планерах, что модель достигла восходящего «термика». И вот весь этот навороченный приемник весит вместе с корпусом 5 г! И уже есть приемники в два раза легче, они сейчас обкатываются на мини-квадрокоптерах. На соревнованиях запрещена любая телеметрия, кроме мониторинга напряжения бортового аккумулятора, но при обучении новичков, да и на тренировках опытных спортсменов вариометры и высотомеры полезны для совершенствования спортивного мастерства.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Прививка или смерть Прививка или смерть

Создание эффективной вакцины против ВИЧ заняло почти 40 лет

Популярная механика
Про спорт Про спорт

Чем удивила спортивная индустрия этой осенью

OK!
Кошка на пути домой Кошка на пути домой

Кошка на пути домой. От совершенного хищника к совершенному домашнему питомцу

Популярная механика

В Антарктиде 37-летняя Ольга Стефанова была уже шесть раз

Psychologies
Заблудился в Америке Заблудился в Америке

Дизельпанк: параллельная вселенная словенского художника Андрея Трохи

Популярная механика
Мир стереотипов. Что мешает женскому предпринимательству Мир стереотипов. Что мешает женскому предпринимательству

Банки не желают инвестировать в женские стартапы

Forbes
Когда лайнер бьет хвостом Когда лайнер бьет хвостом

Авиаинциденты с «тейлстрайком»

Популярная механика
Три уровня принятия себя Три уровня принятия себя

«Самопринятие — это отказ от вражды с самим собой», — считает Натаниэль Бранден

Psychologies
Киберпанки на природе Киберпанки на природе

Как устроена сцена фестиваля электронной музыки Alfa Future People 2018

Популярная механика
Молот и красив Молот и красив

При упоминании Криса Хемсворта первая ассоциация — марвеловский Тор

Glamour
Яндекс.Станция Яндекс.Станция

Вот уже неделю Яндекс.Станция живет у меня дома

Популярная механика
Вместе весело играть Вместе весело играть

Твой малыш пошел в детский сад – и теперь каждое утро начинается с рева

Лиза
Рисующие роботы Пиндара ван Армана Рисующие роботы Пиндара ван Армана

Может ли робот стать художником

Популярная механика
Эффект бабочки Эффект бабочки

С подачи Грисвольда Лорилларда появилось то, что мы нынче зовём black tie

Robb Report
Дар вулкана Дар вулкана

Крупнейшее месторождение, сформированное вулканом

Популярная механика
Как страшно есть! Как страшно есть!

Супербактерии «вышли» из больниц на улицы

Огонёк
Мир завтрашнего дня Мир завтрашнего дня

Дизайн – это вовсе не то, как выглядит какой-то предмет

Популярная механика
Советский «умный дом», придуманный 30 лет назад Советский «умный дом», придуманный 30 лет назад

Система «СФИНКС» была не столь наивной, как выглядят её прототипы сегодня

Maxim
Ради тишины и чистоты Ради тишины и чистоты

Корабли на электричестве покоряют фьорды Норвегии

Популярная механика
Армения. Солнце внутри Армения. Солнце внутри

Лучшее время для поездки в Армению – осень

Домашний Очаг
Чистый тяжелый металл Чистый тяжелый металл

Как производят слитки драгоценных металлов

Популярная механика
Почему Молли Годдард — королева тюля Почему Молли Годдард — королева тюля

Как всего за три года Молли Годдард стала любимицей звезд

Vogue
Удар с небес Удар с небес

Javelin считают наиболее совершенным легким средством против бронетехники

Популярная механика
Почему Marques’Almeida променяли Лондон на Париж Почему Marques’Almeida променяли Лондон на Париж

Марта Маркес и Пауло Альмейда перенесли показ новой коллекции из Лондона в Париж

Vogue
Имею скафандр, готов путешествовать Имею скафандр, готов путешествовать

Скафандров для других планет у человечества нет даже в перспективе

Популярная механика
Клобуки раздора Клобуки раздора

Как Константинопольский и Московский патриархаты разделил украинский вопрос

Огонёк
Летающий автомобиль Атаманова Летающий автомобиль Атаманова

Пятиместный автомобиль, первый полет которого планируется уже в сентябре

Популярная механика
Маст си в Италии: 7 необычных мест — от района стрит-арта до музея Феррари Маст си в Италии: 7 необычных мест — от района стрит-арта до музея Феррари

Маст си в Италии: 7 необычных мест — от района стрит-арта до музея Феррари

Playboy
Ситиэферы: соревнования белых хакеров Ситиэферы: соревнования белых хакеров

Про хакеров слышали все. Не все точно знают, кто они такие

Популярная механика
Лас-Лахас, Колумбия Лас-Лахас, Колумбия

Храм Лас-Лахас два берега реки соединяет на отлично

Maxim
Открыть в приложении