Матери и дети: 5 лучших книг о вечной проблеме с другого ракурса
Конфликт отцов и детей в наше время частично поменял пол. Так уж сложилось: детей теперь чаще воспитывают матери, они же первые сталкиваются с их взрослением. Писатель Артем Роганов вспоминает лучшие образцы современной прозы на эту тему, которые окажут терапевтическое действие.
1 «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки», Ольга Славникова
Роман-прививка от созависимости. После измены мужа советская учительница Софья Андреевна разводится и воспитывает дочь Катерину Ивановну одна. Но дочь не оправдывает надежд матери — остается без высшего образования, работает машинисткой, и у нее тоже не складывается в личной жизни. Это история двух одиноких женщин, которые одновременно любят и ненавидят друг друга. Наверняка многие и в жизни встречали такие семьи, живущие в собственном соку взаимных обид и ссор. Как возникает эта ловушка? Можно ли из нее выбраться? Что делать, если любовь и ненависть слились до полной неузнаваемости?
Дебют знаменитой писательницы, автора «2017» — стилистически тонкий, немного набоковский текст о том, как важно продолжать искать — не замыкаться друг на друге и вопреки всему строить самостоятельную жизнь. (Вагриус, 2007)
Цитата: «В самый последний сознательный миг Софья Андреевна вдруг поняла, что ее так скоро прошедшая жизнь была нестерпимо счастливой, вынести это удалось, только выдумывая себе несчастья, которых на самом деле не было».
2 «Вечная жизнь Лизы К.», Марина Вишневецкая
Если роман Ольги Славниковой о том, как «не надо», то «Вечная жизнь Лизы К.» Марины Вишневецкой — пример положительный. Динамичное и в хорошем смысле очень современное произведение, где родители и взрослая дочь поочередно спасают друг друга. Мать поможет главной героине с воспитанием ребенка, пока та будет делать карьеру и разбираться с мужчинами. Дочь поддержит мать, когда к отцу вернется забытая было любовь из далекого прошлого. Кончится тем, что обе женщины найдут ответы на самые главные для них вопросы. В чем же секрет? Возможно в том, что не нужно пытаться быть во всем согласными, а дружелюбное смирение с частичным непониманием близкого человека — тоже понимание. (АСТ, 2018)