Химия счастья: как заставить гормоны работать
Один из самых желанных рецептов, секрет которого хотел бы знать каждый, — рецепт счастья. Можно ли научиться контролировать и провоцировать радостные чувства? Ответ знает профессор Лоретта Бройнинг, автор книг о «гормонах счастья». Редакция Psychologies побывала на ее лекции
В мире животных
«Гормоны счастья» не работают бесперебойно: ненадолго включаясь, когда возникает соответствующая ситуация, они рассасываются после выполнения своей функции. Поэтому перепады настроения не стоит рассматривать как патологию или болезнь, это нормальные изменения эмоционального состояния, связанные с внутренними процессами организма.
С точки зрения эволюции приподнятое настроение не может быть целью. Главная задача — выжить. Процессы, протекающие в организме, аналогичны тем, что происходят у млекопитающих. Лоретта Бройнинг на примере животного мира рассмотрела работу каждого гормона, чтобы показать, для чего по задумке природы были созданы те или иные биологически активные вещества.
Дофамин связан с предвкушением награды. В мире животных награда — это прежде всего пища. Гормон выделяется, когда еда оказывается в поле зрения животного, но до нее еще нужно добраться. Он способствует высвобождению энергии, которая расходуется на погоню за жертвой. Дофамин дает психологическое подкрепление до тех пор, пока цель не будет достигнута.
Окситоцин также известен как «гормон любви», «гормон привязанности». Если описать его один словом, то это — доверие. В мире млекопитающих особь, подпускающая к себе кого-то достаточно близко, рискует оказаться съеденной. Физический контакт возможен только при наличии высокого доверия. В царстве животных для выживания необходима поддержка стада. Поэтому мозг награждает хорошими эмоциями за пребывание внутри группы себе подобных, в безопасности, и эта награда — окситоцин.
Но возникает сложная дилемма: остаться внутри коллектива и делить еду на всех или в одиночку отправиться к плодородным пастбищам? Стоит отбиться от стада, как уровень окситоцина падает.
Серотонин связан с удовольствием от доминирования в стаде. Тысячелетиями соседствуя с животными, люди постоянно отмечают высокий уровень конкурентной борьбы среди них. Животные всегда стремятся доминировать. Более удачливые особи получают больший репродуктивный выбор, большее количество еды и оставляют больше потомков. Близость победы вызывает приятные чувства, и эти чувства — серотонин. Однако не стоит связывать этот гормон с агрессивным поведением, он — маркер спокойной уверенности в превосходстве и силе. Если обезьяна тянется к банану, значит, она уверена, что сможет одолеть конкурентов, претендующих на тот же плод.