Дмитрий Меньшиков вспоминает прославивший его проект, мультсериал School13

РБКHi-Tech

Почему автор «русского South Park» превратился в стримера

Текст Павел Карасев

«Раньше приходилось ждать, пока мультфильм загрузится. Теперь, наверное, никто уже и не знает, что такое Flash», — в интервью журналу РБК Дмитрий Меньшиков с улыбкой вспоминает прославивший его проект, мультсериал School13 («Школа»).

Работа по двум канонам

Первые серии «Школы» в программе Adobe Flash он нарисовал совсем юным, когда жил в родном городе — эстонской Нарве: «В 2004-м я перешел в 5-й класс и у нас появилось несколько невыносимых учителей. Однажды я получил кол — и решил мстить». Сегодня эти эпизоды можно найти на YouTube, но их качество заметно уступает более поздним выпускам. Дебютные серии отличает особая жестокость: Меньшиков объясняет это влиянием анимационного хита тех лет — Happy Tree Friends.

Вирусная популярность School13 началась с одноклассников — они разделяли ненависть автора к учителям и составили ядро аудитории из нескольких десятков человек на первых порах. «Это стало мотивацией: мне нравилось признание, хотя я и сохранял свое имя в секрете», — рассказывает мультипликатор.

Когда он понял, что проект востребован, то стал уделять больше внимания качеству картинки и сюжетам — во многом благодаря совету бабушки поучиться в местной школе кино-творчества. Освоив азы анимации и сценарного искусства, Меньшиков в 2006 году перезапустил School13 в более «серьезном» формате.

С тех пор мультфильмы Меньшикова работают сразу по двум канонам: визуально напоминают японское аниме, а сюжетно — культовый американский сериал South Park. Впрочем, автор таких сравнений не любит: «Не было конкретного примера, которым я бы вдохновлялся».

На сайте, где он выкладывал новые эпизоды, был счетчик, который на тот момент редко переваливал за пять—десять просмотров. С перезапуском показатель стал быстро увеличиваться: 100, 500, 1000 и далее по возрастающей.

School13 начали активно смотреть пользователи «ВКонтакте». Через соцсеть на автора выходили другие начинающие мультипликаторы, среди которых оказался и будущая звезда российского stand-up Данила Поперечный: он тоже хотел развивать навыки работы с Flash, а позднее даже озвучил роль в эпизоде «Школы» I Want It Syndrome (на вопросы о сотрудничестве с Меньшиковым Поперечный не ответил).

Создание нового эпизода постепенно превратилось в невероятно трудоемкий процесс: одна минута анимации отнимала до двух недель работы по 8–10 ч в день. Всего до 2015 года было выпущено 16 эпизодов хронометражем от 3 до 11 минут. Новой площадкой для School13 стал англоязычный сайт Newgrounds, плативший авторам за просмотры. Скопив $200, Меньшиков купил микрофон.

Новый проект Меньшикова «Игрооргии» показывали на канале 2x2. Всего в эфире появилась 41 серия

Творчество по найму

В 2011 году он окончил школу и перебрался в Москву для работы в студии анимации D3 Media — талантливого автора заметили на YouTube и с ходу предложили должность режиссера и оклад в 100 тыс. руб. в месяц. «Я сначала не поверил, думал, кто-то из фанатов прикалывается», — говорит мультипликатор.

D3 Media в 2010 году основал предприниматель Константин Барнуков, до того работавший на Украине в индустрии разработки видеоигр. Перебравшись в столицу, он собрал команду молодых художников из регионов и запустил несколько анимационных проектов, в том числе сериалы «Бо и Су» (1,4 млн руб. проекту выделил Фонд кино) и «Беглецы», а также полнометражные «Мастер и Маргарита» (совместно с «Союзмультфильмом») и «На краю света». Также студия планировала заниматься рекламой, клипами и другим контентом.

«Качество картинки должно быть не хуже, чем у Disney», — постулировал Барнуков в интервью «Деловому Петербургу». Всего он собрал 12 мультипликаторов, которым не только платил зарплату, но и снимал квартиры и помогал в бытовых вопросах.

На запуск D3 Media Барнуков потратил $100 тыс. Дополнительные инвестиции студия привлекла от венчурного фонда IQ One. Их объем стороны не раскрывают, сообщил журналу РБК Иван Тимофеев, на тот момент гендиректор IQ One. С ростом вложений расширился и штат: на пике в D3 Media работали 50 человек, около 15 трудились над School13, продюсером проекта стал лично Барнуков. Правда, количество не улучшало качество, сетует Меньшиков: порой ему приходилось переделывать половину всей работы за подчиненными.

К сентябрю 2011-го работа студии была заморожена из-за финансовых проблем — позднее сотрудники публично обвиняли D3 Media в задержках зарплат. Но Меньшикова кризис задел несильно: работодатель продолжал арендовать для него квартиру и давал денег «на еду».

Спустя пару месяцев в истории School13 настал новый этап: мультфильм взял в эфир 2x2. Одновременно Меньшиков запустил на телеканале шоу-обзор видеоигр «Игрооргии». И если мультфильм из-за трудоемкости производства в итоге ограничился примерно десятью телесериями, то обзоры хорошо прижились на ТВ. На 2x2 вышли два сезона из 41 эпизода «Игрооргий». Телеканал де-факто стал работодателем Меньшикова. Хотя он и числился сотрудником D3 Media (студия была признана банкротом в 2013 году), гонорары ему платил 2x2.

Для канала сотрудничество было выгодным, говорит гендиректор «Студии анимации 2x2» Анна Морякова. «Формат был очень популярен. Если в цифрах, то в год запуска по нашей аудитории (возраст 14-44) выпуски шли выше средней доли канала примерно на 49%», — отмечает менеджер 2x2. По ее словам, после закрытия D3 канал предлагал Меньшикову продолжить выпуск «Игрооргий», но «Дима как истинный творец привык все делать сам — его возможности не совпали с суровой реальностью вещания».

Из мультипликаторов в стримеры

В 2012 году телеканал прекратил сотрудничество с Меньшиковым: автор не поспевал за темпами производства, необходимыми 2x2. Основной платформой для дистрибуции контента молодого автора после этого стал YouTube. Мультипликатор заверяет, что сохранил за собой права и на School13, и на «Игро оргии».

В итоге на YouTube эксклюзивно вышел последний эпизод мультфильма — это случилось в конце 2015 года, с тех пор ролик набрал 1,6 млн просмотров. А обзоры продолжали выходить на платформе вплоть до февраля 2016-го — на личном канале Меньшикова (более 180 тыс. подписчиков) и канале игрового сообщества IGM. Каждый выпуск стабильно набирал по 2–3 млн просмотров.

Популярность Меньшикова как обозревателя позволила ему переквалифицироваться из мультипликаторов в стримеры. Транслировать прохождение игр и просто общаться с подписчиками он пробовал еще в годы работы в D3 Media, а сегодня стримы (в форме пожертвований зрителей) приносят ему основной доход. По состоянию на начало сентября 2018-го у Twitch-канала Меньшикова было около 68 тыс. подписчиков и 1,7 млн просмотров. За полтора года аудитория выросла вчетверо.

Сам автор не исключает, что однажды вновь вернется в анимацию, но только если придет вдохновение. «Мульт как капризная женщина: приходит, когда захочет» — гласит один из баннеров на сайте Меньшикова.

2 млн просмотров собрал на YouTube последний эпизод School13 РБК

Фото: из личного архива Дмитрия Меньшикова, School13

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Миллиарды на диване Миллиарды на диване

Сеть Hoff превратила кризис в источник роста

РБК
Много фальши. Что делать, если банкомат выдал поддельную купюру Много фальши. Что делать, если банкомат выдал поддельную купюру

Вброс фальшивых пятитысячных купюр заставил банки приостановить выдачу банкнот

Forbes
Письмо будущему себе Письмо будущему себе

Как мы попадаем в эмоциональные ловушки на фондовом рынке

Forbes
Алексей Учитель: «Фильм можно запретить, только если он нарушает законы государства» Алексей Учитель: «Фильм можно запретить, только если он нарушает законы государства»

Алексей Учитель — почему не каждый человек со смартфоном может стать режиссером

Forbes
Двое в голубом океане Двое в голубом океане

Как квантовый компьютер и искусственный интеллект помогут друг другу

Forbes
Северокорейская Екатерина Андреева: знакомься и трепещи Северокорейская Екатерина Андреева: знакомься и трепещи

Северокорейская Екатерина Андреева: знакомься и трепещи

Maxim
Дружба с интровертом: 8 простых правил Дружба с интровертом: 8 простых правил

Чтобы наладить близкое общение с интровертом, достаточно следовать правилам

Psychologies
Партнерство от Бога: почему богатеют Михельсон и Тимченко Партнерство от Бога: почему богатеют Михельсон и Тимченко

Один из самых успешных бизнес-альянсов в России

Forbes
Мифы о героях. Чужие истории успеха вам не помогут Мифы о героях. Чужие истории успеха вам не помогут

Чужой успех не вдохновит вас примером

Forbes
Изощренные шпионские гаджеты времен холодной войны Изощренные шпионские гаджеты времен холодной войны

Хитроумные приборы для слежки за врагами

Maxim
30 простых способов стать умнее 30 простых способов стать умнее

Как быть умным, блистать смекалкой, остроумием и интеллектом

Maxim
Audi SQ5 Audi SQ5

Audi SQ5. Буйство темперамента и баланс всех характеристик

Quattroruote
Почему Ричарда Куинна называют британским дизайнером-вундеркиндом Почему Ричарда Куинна называют британским дизайнером-вундеркиндом

Что ждать от показа Ричарда Куинна

Vogue
Иконические тренчи, новый логотип и британский панк: 26 луков с показа Burberry Иконические тренчи, новый логотип и британский панк: 26 луков с показа Burberry

Рикардо Тиши показал в Лондоне первую коллекцию для Burberry

Cosmopolitan
9000 километров и всего два колеса 9000 километров и всего два колеса

Red Bull Trans-Siberian Extreme – самая протяженная велогонка в мире

Playboy
Прикормленное место. Как ресторану заработать на офисных сотрудниках Прикормленное место. Как ресторану заработать на офисных сотрудниках

Какие ошибки допускают рестораторы в бизнес-центрах?

Forbes
Змеи и другие сокровища Bvlgari на выставке в Кремле Змеи и другие сокровища Bvlgari на выставке в Кремле

В Музеях Москвского Кремля открывается ретроспектива ювелирного дома Bvlgari

Forbes
Как жить лучше, а платить меньше? Как жить лучше, а платить меньше?

Вопрос на миллион: как покупать так, чтобы деньги не заканчивались

CHIP
Фигаро здесь, Фигаро там Фигаро здесь, Фигаро там

Беседуем с дизайнером Катей Добряковой

OK!
Беременность и женский организм: истощение или омоложение? Беременность и женский организм: истощение или омоложение?

Является ли беременность непростым испытанием для женского организма

9 месяцев
Чужие ожидания. Из-за чего ваша карьера не сложилась Чужие ожидания. Из-за чего ваша карьера не сложилась

Отрывок из книги МакАлистера Брайана «Дорожная карта»

Forbes
5 модных вещей осени для всех типажей по Кибби 5 модных вещей осени для всех типажей по Кибби

Что из осенних трендов применимо к представителям каждого из типажей

Cosmopolitan
Бро, это элементарно: 10 завтраков, с которыми справится даже школьник Бро, это элементарно: 10 завтраков, с которыми справится даже школьник

«Итак, будем готовить это два часа» — такой завтрак мы точно не будем

Playboy
Жесткая позиция. Почему ЦБ был прав, повысив ставку Жесткая позиция. Почему ЦБ был прав, повысив ставку

Заседание ЦБ показало готовность адекватно реагировать на положение вещей

Forbes
Элемент философии от Škoda Элемент философии от Škoda

Элемент философии от Škoda. Superb больше, чем хетчбэк

Русский репортер
«Красивый мальчик» — очередной фильм с Тимоти Шаламе, который нельзя пропустить «Красивый мальчик» — очередной фильм с Тимоти Шаламе, который нельзя пропустить

На фестивале в Торонто показали драму, в которой Тимоти Шаламе играет наркомана

Esquire
Топливный сбор Топливный сбор

Диета, которая делает из человека супергероя

Tatler
Alpine A110 Alpine A110

Alpine A110

Quattroruote
Торговая война: Трамп призывает Apple уйти из Китая Торговая война: Трамп призывает Apple уйти из Китая

Торговая война США с Китаем в очередной раз может ударить по Apple

Forbes
Теснота Теснота

Вместе с ветхим жильем из ЦАО пропадут и коммуналки

Esquire
Открыть в приложении