Дмитрий Меньшиков вспоминает прославивший его проект, мультсериал School13

РБКHi-Tech

Почему автор «русского South Park» превратился в стримера

Текст Павел Карасев

«Раньше приходилось ждать, пока мультфильм загрузится. Теперь, наверное, никто уже и не знает, что такое Flash», — в интервью журналу РБК Дмитрий Меньшиков с улыбкой вспоминает прославивший его проект, мультсериал School13 («Школа»).

Работа по двум канонам

Первые серии «Школы» в программе Adobe Flash он нарисовал совсем юным, когда жил в родном городе — эстонской Нарве: «В 2004-м я перешел в 5-й класс и у нас появилось несколько невыносимых учителей. Однажды я получил кол — и решил мстить». Сегодня эти эпизоды можно найти на YouTube, но их качество заметно уступает более поздним выпускам. Дебютные серии отличает особая жестокость: Меньшиков объясняет это влиянием анимационного хита тех лет — Happy Tree Friends.

Вирусная популярность School13 началась с одноклассников — они разделяли ненависть автора к учителям и составили ядро аудитории из нескольких десятков человек на первых порах. «Это стало мотивацией: мне нравилось признание, хотя я и сохранял свое имя в секрете», — рассказывает мультипликатор.

Когда он понял, что проект востребован, то стал уделять больше внимания качеству картинки и сюжетам — во многом благодаря совету бабушки поучиться в местной школе кино-творчества. Освоив азы анимации и сценарного искусства, Меньшиков в 2006 году перезапустил School13 в более «серьезном» формате.

С тех пор мультфильмы Меньшикова работают сразу по двум канонам: визуально напоминают японское аниме, а сюжетно — культовый американский сериал South Park. Впрочем, автор таких сравнений не любит: «Не было конкретного примера, которым я бы вдохновлялся».

На сайте, где он выкладывал новые эпизоды, был счетчик, который на тот момент редко переваливал за пять—десять просмотров. С перезапуском показатель стал быстро увеличиваться: 100, 500, 1000 и далее по возрастающей.

School13 начали активно смотреть пользователи «ВКонтакте». Через соцсеть на автора выходили другие начинающие мультипликаторы, среди которых оказался и будущая звезда российского stand-up Данила Поперечный: он тоже хотел развивать навыки работы с Flash, а позднее даже озвучил роль в эпизоде «Школы» I Want It Syndrome (на вопросы о сотрудничестве с Меньшиковым Поперечный не ответил).

Создание нового эпизода постепенно превратилось в невероятно трудоемкий процесс: одна минута анимации отнимала до двух недель работы по 8–10 ч в день. Всего до 2015 года было выпущено 16 эпизодов хронометражем от 3 до 11 минут. Новой площадкой для School13 стал англоязычный сайт Newgrounds, плативший авторам за просмотры. Скопив $200, Меньшиков купил микрофон.

Новый проект Меньшикова «Игрооргии» показывали на канале 2x2. Всего в эфире появилась 41 серия

Творчество по найму

В 2011 году он окончил школу и перебрался в Москву для работы в студии анимации D3 Media — талантливого автора заметили на YouTube и с ходу предложили должность режиссера и оклад в 100 тыс. руб. в месяц. «Я сначала не поверил, думал, кто-то из фанатов прикалывается», — говорит мультипликатор.

D3 Media в 2010 году основал предприниматель Константин Барнуков, до того работавший на Украине в индустрии разработки видеоигр. Перебравшись в столицу, он собрал команду молодых художников из регионов и запустил несколько анимационных проектов, в том числе сериалы «Бо и Су» (1,4 млн руб. проекту выделил Фонд кино) и «Беглецы», а также полнометражные «Мастер и Маргарита» (совместно с «Союзмультфильмом») и «На краю света». Также студия планировала заниматься рекламой, клипами и другим контентом.

«Качество картинки должно быть не хуже, чем у Disney», — постулировал Барнуков в интервью «Деловому Петербургу». Всего он собрал 12 мультипликаторов, которым не только платил зарплату, но и снимал квартиры и помогал в бытовых вопросах.

На запуск D3 Media Барнуков потратил $100 тыс. Дополнительные инвестиции студия привлекла от венчурного фонда IQ One. Их объем стороны не раскрывают, сообщил журналу РБК Иван Тимофеев, на тот момент гендиректор IQ One. С ростом вложений расширился и штат: на пике в D3 Media работали 50 человек, около 15 трудились над School13, продюсером проекта стал лично Барнуков. Правда, количество не улучшало качество, сетует Меньшиков: порой ему приходилось переделывать половину всей работы за подчиненными.

К сентябрю 2011-го работа студии была заморожена из-за финансовых проблем — позднее сотрудники публично обвиняли D3 Media в задержках зарплат. Но Меньшикова кризис задел несильно: работодатель продолжал арендовать для него квартиру и давал денег «на еду».

Спустя пару месяцев в истории School13 настал новый этап: мультфильм взял в эфир 2x2. Одновременно Меньшиков запустил на телеканале шоу-обзор видеоигр «Игрооргии». И если мультфильм из-за трудоемкости производства в итоге ограничился примерно десятью телесериями, то обзоры хорошо прижились на ТВ. На 2x2 вышли два сезона из 41 эпизода «Игрооргий». Телеканал де-факто стал работодателем Меньшикова. Хотя он и числился сотрудником D3 Media (студия была признана банкротом в 2013 году), гонорары ему платил 2x2.

Для канала сотрудничество было выгодным, говорит гендиректор «Студии анимации 2x2» Анна Морякова. «Формат был очень популярен. Если в цифрах, то в год запуска по нашей аудитории (возраст 14-44) выпуски шли выше средней доли канала примерно на 49%», — отмечает менеджер 2x2. По ее словам, после закрытия D3 канал предлагал Меньшикову продолжить выпуск «Игрооргий», но «Дима как истинный творец привык все делать сам — его возможности не совпали с суровой реальностью вещания».

Из мультипликаторов в стримеры

В 2012 году телеканал прекратил сотрудничество с Меньшиковым: автор не поспевал за темпами производства, необходимыми 2x2. Основной платформой для дистрибуции контента молодого автора после этого стал YouTube. Мультипликатор заверяет, что сохранил за собой права и на School13, и на «Игро оргии».

В итоге на YouTube эксклюзивно вышел последний эпизод мультфильма — это случилось в конце 2015 года, с тех пор ролик набрал 1,6 млн просмотров. А обзоры продолжали выходить на платформе вплоть до февраля 2016-го — на личном канале Меньшикова (более 180 тыс. подписчиков) и канале игрового сообщества IGM. Каждый выпуск стабильно набирал по 2–3 млн просмотров.

Популярность Меньшикова как обозревателя позволила ему переквалифицироваться из мультипликаторов в стримеры. Транслировать прохождение игр и просто общаться с подписчиками он пробовал еще в годы работы в D3 Media, а сегодня стримы (в форме пожертвований зрителей) приносят ему основной доход. По состоянию на начало сентября 2018-го у Twitch-канала Меньшикова было около 68 тыс. подписчиков и 1,7 млн просмотров. За полтора года аудитория выросла вчетверо.

Сам автор не исключает, что однажды вновь вернется в анимацию, но только если придет вдохновение. «Мульт как капризная женщина: приходит, когда захочет» — гласит один из баннеров на сайте Меньшикова.

2 млн просмотров собрал на YouTube последний эпизод School13 РБК

Фото: из личного архива Дмитрия Меньшикова, School13

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Миллиарды на диване Миллиарды на диване

Сеть Hoff превратила кризис в источник роста

РБК
5 интересных фактов о Tomb Raider по случаю выхода новой игры серии 5 интересных фактов о Tomb Raider по случаю выхода новой игры серии

Интересные факты об игре Tomb Raider и её героине Ларе Крофт

Популярная механика
Гражданин Петербург Гражданин Петербург

Как в Северной столице устроен общественный протест.

Русский репортер
Изощренные шпионские гаджеты времен холодной войны Изощренные шпионские гаджеты времен холодной войны

Хитроумные приборы для слежки за врагами

Maxim
Семь правил миллиардера Семь правил миллиардера

Олег Тиньков делится принципами, позволившими ему построить бизнес

Forbes
Самые богатые рэперы в мире по версии Forbes — от Канье Уэста до Дрейка Самые богатые рэперы в мире по версии Forbes — от Канье Уэста до Дрейка

Журнал Forbes опубликовал обновленный рейтинг самых богатых рэперов мира

Playboy
10 способов справиться с волнением 10 способов справиться с волнением

Психотерапевты делятся приемами, которые помогут справиться с волнением

Psychologies
Как справиться с тревогой на работе: 7 советов Как справиться с тревогой на работе: 7 советов

Одна из самых неприятных особенностей тревоги — ее непредсказуемость

Psychologies
Зачем вы травите? Зачем вы травите?

Токсичные отношения — не синоним эмоционального насилия

Glamour
Гори-гори ясно Гори-гори ясно

Мария Голубкина подожгла детский сад

StarHit
Обогнать обезьяну: ген, который мешает бегать Обогнать обезьяну: ген, который мешает бегать

Человека от животных отличает не только интеллект, но и медлительность

Forbes
«Не ленитесь, если хотите сохранить любовь» «Не ленитесь, если хотите сохранить любовь»

На пути к мечте о счастливых отношениях чаще всего стоит наша собственная лень

Psychologies
Как бороться за украинских политзэков Как бороться за украинских политзэков

Дело Павла Волкова раскрывает механизм судебных репрессий

Русский репортер
Покидая Ленинград Покидая Ленинград

Откровения Матильды Шнуровой

Esquire
5 модных вещей осени для всех типажей по Кибби 5 модных вещей осени для всех типажей по Кибби

Что из осенних трендов применимо к представителям каждого из типажей

Cosmopolitan
Серп и колос. Русская пшеница угрожает американским фермерам Серп и колос. Русская пшеница угрожает американским фермерам

Санкции помогают рекордному экспорту российского зерна

Forbes
Когда все тлен: 7 гарантированных способов найти себя в жизни Когда все тлен: 7 гарантированных способов найти себя в жизни

Пора наконец понять, кто ты на самом деле

Playboy
Резкий разворот. ЦБ неожиданно для рынка повысил ключевую ставку Резкий разворот. ЦБ неожиданно для рынка повысил ключевую ставку

Банк России принял решение повысить ключевую ставку на 25 базисных пункта

Forbes
Вам со вкусом виски или бекона? 18 супер необычных презервативов Вам со вкусом виски или бекона? 18 супер необычных презервативов

А с каким вкусом твой презерватив?

Playboy
Воспитание чувств Воспитание чувств

Ольга Карпуть о том, как воспитать ребенка, не ограничивая его свободу

Vogue
Много фальши. Что делать, если банкомат выдал поддельную купюру Много фальши. Что делать, если банкомат выдал поддельную купюру

Вброс фальшивых пятитысячных купюр заставил банки приостановить выдачу банкнот

Forbes
Роковая декларация: как правильно платить налоги, если живешь на две страны Роковая декларация: как правильно платить налоги, если живешь на две страны

В какой юрисдикции предприниматели смогут минимизировать риски?

Forbes

Что ждет женщину, лишенную так называемых "мужских" качеств

Cosmopolitan
Как быстро выучить иностранный язык, если вам за 40 Как быстро выучить иностранный язык, если вам за 40

Как быстро выучить иностранный язык, если вам за 40

Psychologies
Цифровые дети. Какая реклама привлекает молодежь Цифровые дети. Какая реклама привлекает молодежь

Цифровые дети. Какая реклама привлекает молодежь

Forbes
Режиссер года. Дмитрий Черняков Режиссер года. Дмитрий Черняков

Режиссер года. Как «Тристан» Дмитрия Чернякова покорил Берлин

GQ
Светит, но не греет Светит, но не греет

О том, как предотвратить цифровое старение

Tatler
Подарок патрона. Как бизнесу получить господдержку Подарок патрона. Как бизнесу получить господдержку

Как предпринимателю получить финансирование?

Forbes
Высшая ступень. Почему невозможно предсказать будущее образования Высшая ступень. Почему невозможно предсказать будущее образования

Каким должен быть университет будущего

Forbes
Черной-черной ночью… Черной-черной ночью…

Кошмары снятся всем. Но зачем они нам нужны?

Psychologies
Открыть в приложении