Места не столь разделенные
Что стоит за инициативой ФСИН содержать «экономических» преступников и подозреваемых в отдельных камерах
«Велика тюрьма, да тесно жить». Русская народная пословица
На днях на официальном сайте Федеральной службы исполнения наказаний появилась взбудоражившая бизнес-сообщество запись: руководством ФСИН принято решение апробировать в следственных изоляторах Москвы «проект по содержанию подозреваемых и обвиняемых по экономическим преступлениям (в первую очередь предпринимателей) в отдельных корпусах и блоках учреждений». И сделано это, «чтобы исключить контакты с другими лицами, содержащимися в учреждении, в первую очередь с подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений неэкономического характера — против личности и других тяжких преступлений».
Сразу откликнулся и уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов. Оказывается, было и более радикальное предложение — о создании вообще отдельных учреждений для сидельцев по экономическим статьям, но его не поддержали из-за отсутствия средств и приняли решение о специальных блоках и отсеках в СИЗО. Цитирую по СМИ: «Потому что действительно серьезно изменит для бизнеса ситуацию, будет намного проще решать свои вопросы. Обычно сажают в тяжелые условия, чтобы выбить признания, с уголовниками, в курящие камеры, устраивают им невыносимые условия и тогда все это сильно влияет на бизнес и заставляет принимать неправильные для себя решения… Если это будет отдельный отсек, это будут экономические статьи, это будут люди одного менталитета, у них не будет уголовного прошлого, так просто посадить и выбить из них признание будет сложно».
Казалось бы, решение позитивное: теперь хоть кто-то будет содержаться в СИЗО чуть в более человеческих условиях и без угроз жизни и бизнесу.
Закошмарить да и поделить
Но, как всегда, в нашей «правохоронительной» системе не все так просто, как кажется.
Во-первых, такой «проект» есть откровенное признание ФСИН в явном несоблюдении им действующего законодательства по охране прав заключенных. Ведь в соответствии со статьей 17 закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» последние имеют право «на личную безопасность в местах содержания под стражей», а в соответствии со статьей 19 этого закона «при возникновении угрозы жизни и здоровью подозреваемого или обвиняемого либо угрозы совершению преступления против личности со стороны других подозреваемых или обвиняемых сотрудники мест содержания под стражей обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности подозреваемого или обвиняемого». Незамедлительно! Обязаны! Безопасность любого! Значит, не выполняют свои обязанности и не принимают мер?! А где гарантия, что в отдельном блоке они будут действовать, как требует закон и незамедлительно?
Во-вторых, в соответствии со статьей 33 указанного закона и в настоящее время должны раздельно содержаться, кроме прочего, «лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы». Значит, никак не могут оказаться вместе те, у кого есть уголовное прошлое, и те, у кого оно только назревает. А подозреваемые и обвиняемые в совершении убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасиловании, грабеже, разбое, бандитизме, терроризме и т.п. вообще содержатся «отдельно от других подозреваемых и обвиняемых». Эта норма, получается, тоже не соблюдается?