Один из крупнейших рыбопромышленников России не может получить японскую визу

ForbesБизнес

Островитянин

Почему один из крупнейших рыбопромышленников России не может получить японскую визу.

Текст Игорь Попов

Лососевая путина на Южных Курилах длится с июля по сентябрь. За это время здесь вылавливают 35 000 т рыбы

Григорий Богила работает охранником: немолодой уже человек приезжает из Волгоградской области в Москву на вахту. Когда-то у него все было иначе. Еще в начале 1990-х Богила с двумя партнерами основал на Курилах компанию «Гидрострой», которую Forbes сейчас оценивает в $900 млн. Семь лет назад Богила пытался вернуть свою долю в компании, но владелец «Гидростроя» Александр Верховский лихо отбил все его действия, и бывший партнер остался ни с чем. Верховского называют хозяином Курил, но бизнес бывшего сенатора (его полномочия в Совете Федерации истекли в октябре 2017 года) давно уже не ограничивается этими островами. В июле 2018 года структуры предпринимателя за $400 млн купили у семьи губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко Преображенскую базу тралового флота (ПБТФ), и теперь «Гидрострой» по объемам квот на вылов стал второй рыболовной компанией России.

Как небольшая фирма с острова Итуруп стала рыбопромышленным гигантом?

Остров «Гидрострой»

Двадцать второго августа 2015 года на Итуруп прилетел премьер-министр Дмитрий Медведев. После осмотра новенького аэропорта острова с населением 6000 человек глава правительства в сопровождении московских и сахалинских чиновников отправился в поселок Китовый, где был построен порт с глубоководным пирсом, морским вокзалом и современным рыбоперерабатывающим комплексом мощностью 500 т в сутки. Впечатляющих размеров объект премьер-министру представлял губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко. «Современное здесь все абсолютно, — оценил Медведев. — Программу-то будем продолжать?» И тут же получил утвердительный ответ губернатора Сахалина: «Конечно!» Речь шла о финансировании Курил из федерального бюджета. Стоящий за их спинами сенатор Верховский на этот диалог никак не отреагировал, хотя именно его бизнес крепко связан с освоением бюджетных средств. По Федеральной целевой программе (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007–2015 годы» было выделено 20 млрд рублей. За 12 дней до поездки на Итуруп, 10 августа 2015-го, Медведев утвердил новую ФЦП развития Курил на 2016–2025 годы с объемов финансирования 70 млрд рублей (в октябре 2017 года сумма была увеличена до 80,9 млрд рублей).

Кортеж Дмитрия Медведева передвигался по Итурупу по дорогам и мостам, построенным «Гидростроем» Верховского. И куда бы ни приехал премьер для осмотра новых объектов — в аэропорт, школу, детский сад, больницу, культурно-спортивный центр, на геотермальную электростанцию, пожарную станцию, — все это тоже возвел «Гидрострой». Из всех выделенных на развитие Курил бюджетных средств компании Александра Верховского, по самым скромным оценкам, освоили четверть.

«На Курилах очень сложно провести черту, где государственный интерес, а где частный, на островах все может развиваться только в партнерстве, — считает Александр Савельев, руководитель Информационного агентства по рыболовству. — Строительство и обслуживание дорог — это «Гидрострой», порт — «Гидрострой», строительство аэропорта — «Гидрострой», гостиницы — «Гидрострой». Кого-то, может быть, и душит зависть, однако почему компания должна строить все это исключительно на собственные деньги? Это как раз яркий пример частно-государственного партнерства».

Площадку для проведения Всероссийского молодежного форума «Итуруп» тоже готовили строители «Гидростроя». «Первый раз я сюда попал совсем недавно, здесь все выглядело иначе, — делился с молодежью Дмитрий Медведев. — Чтобы вы понимали: здесь не было ни километра асфальтовых дорог. Рассчитываю, что хотя бы часть из вас вернется сюда работать». В тот же день МИД Японии в связи с визитом Медведева на Итуруп заявил российскому послу официальный протест. «Этот поступок ранит чувства жителей Японии, которые хотят возвращения этих территорий», — прокомментировали в японском МИДе. Япония считает острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хобомаи своими и ставит их возвращение главным условием заключения мирного договора с Россией.

В начале 1990-х годов по инициативе Японии была запущена программа безвизовых обменов японских граждан и жителей Курильских островов, что должно было создать условия для возврата спорных территорий. В составе организованных групп японцы посещали на Курилах могилы предков, а россияне знакомились с благами развитой экономики и получали гуманитарную помощь. На Итурупе, например, японцы построили электростанцию, поликлинику. По замыслу японцев, русское население островов должно было прийти к пониманию, что будущее у Курил есть только в составе Японии.

В 1998 году Борис Ельцин отправил на Курилы своего пресс-секретаря Сергея Ястржембского успокоить островитян, встревоженных слухами о скором возврате островов Японии. «Я оказался на Курилах впервые и был буквально сражен увиденным — жизнь на островах еле теплилась, — описывал Ястржембский свою поездку. — На Итурупе повсюду были видны знаки беды: заколоченные окна брошенных домов, ржавые каркасы отслуживших свое рыболовецких траулеров, плохо одетые люди. Островитяне на всех встречах просили, требовали, заклинали федеральный центр дать им только одно — подъемные деньги, чтобы навсегда покинуть Курилы».

Исполнительный директор Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Игорь Карпман с 2001 по 2006 год возглавлял Курильский городской округ. Он вспоминает, что японцы были в то время очень активы. «Японцы нас буквально засыпали печатными материалами, говорили о совместном проживании и развитии, а конкретно когда спрашиваешь, то узнаешь, что у них в планах свои органы власти, бюджет, клиники только для японцев, даже парикмахерские свои — только для японцев», — рассказывает он.

В итоге небольшую поликлинику для жителей Итурупа японцы все же соорудили, говорит Карпман, а полноценную больницу из пяти корпусов на средства федеральной целевой программы в 2009 году построил «Гидрострой». Создание «Гидростроем» транспортной инфраструктуры и строительство социальных объектов на Курилах якобы стало причиной, по которой Верховскому было отказано в получении японской визы. «Именно из-за «Гидростроя» люди укрепляются во мнении, что на Итурупе можно жить и работать», — говорит один из его знакомых.

Александр Верховский (справа) и генеральный директор «Гидростроя» Юрий Светликов

Первое партнерство

История «Гидростроя» началась в 1991 году со встречи Григория Богилы, Александра Верховского и Сергея Грязнова. Богила с 1984 года руководил на Итурупе муниципальной акционерной фирмой и был депутатом районного совета, а к началу 1990-х у него уже были самые крупные рыболовецкие участки на острове. Верховский — военный строитель — служил на Итурупе с 1984 по 1989 год, потом его перевели в Ленинград, где в 1991 году он уволился из армии в звании подполковника и почти сразу же вернулся на остров. У Грязнова был небольшой бизнес в Курильске — главном населенном пункте Итурупа. Верховский и Грязнов предложили Богиле совместно развивать рыболовецкое предприятие, и он согласился.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Эпоха жадности Эпоха жадности

Лучшие обложки в истории журнала

Forbes
Только ты и новая музыка Только ты и новая музыка

Где брать новое, чтобы всегда было интересно?

Esquire
Новая игрушка Новая игрушка

Mail.ru Group намерена заработать миллиард с новым сервисом онлайн-объявлений

Forbes
Скандал с библиотекой: почему моду не пускают в читальный зал Скандал с библиотекой: почему моду не пускают в читальный зал

Почему моде так сложно пройти в библиотеку.

Cosmopolitan
Семь правил миллиардера Семь правил миллиардера

Олег Тиньков делится принципами, позволившими ему построить бизнес

Forbes
Новый взгляд на неверность: почему сейчас она ранит нас больше, чем когда-либо Новый взгляд на неверность: почему сейчас она ранит нас больше, чем когда-либо

Видео от психотерапевта Эстер Перель на тему неверности

Cosmopolitan
Игра в бренды Игра в бренды

Компания Ferrero намерена удвоить рост в ближайшие 10 лет

Forbes
Как замеряют время на скачках: тайны хронометража Как замеряют время на скачках: тайны хронометража

Как измеряют время на конных скачках

Популярная механика
Перелетные ястребы Перелетные ястребы

Почему омский «Авангард» стал играть в хоккей в Балашихе

Forbes
Хватит выбрасывать деньги. Чем заменить неэффективные тимбилдинги Хватит выбрасывать деньги. Чем заменить неэффективные тимбилдинги

Совместное решение проблем сближает сотрудников больше, чем веревочные курсы

Forbes
Переток силы Переток силы

Чем полезен российский климат для развития альтернативной энергетики

Forbes
По всем фронтам. Как остаться профессионалом во время декрета По всем фронтам. Как остаться профессионалом во время декрета

После декретного отпуска женщина оказывается между двух огней

Forbes
Русский травник Русский травник

Предприниматель, сколотивший состояние на промышленной конопле в Голландии

Forbes
7 неприятных болезней, которыми чаще всего заражаются в спортзалах 7 неприятных болезней, которыми чаще всего заражаются в спортзалах

При посещении тренажерного зала есть шанс подцепить разные болячки

Maxim
Свое «Твое» Свое «Твое»

Отказавшись от франчайзи, торговая марка «Твое» увеличивает продажи в онлайне

Forbes
Выбор сильнейших. 10 крупнейших частных компаний России по версии Forbes Выбор сильнейших. 10 крупнейших частных компаний России по версии Forbes

Forbes опубликовал рейтинг 200 частных крупнейших компаний России

Forbes
Закрытый показ Закрытый показ

Есть надежный способ предсказать, как сложится судьба картины в прокате

Forbes
Борьба за эконишу: зачем в России нужны «зеленые» облигации Борьба за эконишу: зачем в России нужны «зеленые» облигации

Борьба за эконишу: зачем в России нужны «зеленые» облигации

Forbes
Дарига Назарбаева: «Ежегодно в Китае рождается по одному Казахстану» Дарига Назарбаева: «Ежегодно в Китае рождается по одному Казахстану»

Сенатор Казахстана об основных вызовах, стоящих перед Евразией и Казахстаном

Forbes
«Кузькина мать»: история самой мощной ядерной бомбы в истории «Кузькина мать»: история самой мощной ядерной бомбы в истории

История гонки вооружений СССР и США

Maxim
Империя «Эркафарм» Империя «Эркафарм»

Как небольшой дистрибьютор стал одним из лидеров фармацевтической розницы

РБК
Уругвай: дорога к счастью Уругвай: дорога к счастью

Чтобы понять Уругвай, сюда надо приехать хотя бы на пару недель

Psychologies
Заносчивый характер Заносчивый характер

Как автодорожное хулиганство превратилось в весьма успешный вид спорта

Forbes
Союз ржавых 2 Союз ржавых 2

Еще недавно эти заводы, паровозы и крематории весело дымили трубами

Maxim
Автостопом по метавселенным Автостопом по метавселенным

Какие они, миры будущего, и в какую новую реальность они ведут нас

РБК
Война и мяч: история необычного матча между солдатами враждующих армий Война и мяч: история необычного матча между солдатами враждующих армий

Ипрская дуга стала местом первого применения боевых отравляющих веществ

Maxim
На отшибе. Почему стратегия развития Дальнего Востока терпит крах На отшибе. Почему стратегия развития Дальнего Востока терпит крах

Во Владивостоке завершает свою работу четвертый Восточный экономический форум

Forbes
Хорошо сидим Хорошо сидим

Светский продюсер Алина Топалова на волне большого тренда научилась медитировать

Tatler
Ловушка бедности. Почему рост налогов в России неизбежен Ловушка бедности. Почему рост налогов в России неизбежен

Экономического роста в стране нет и не предвидится

Forbes
Apple презентовала новые iPhone Apple презентовала новые iPhone

12 сентября компания Apple представила три новые модели iPhone

Популярная механика
Открыть в приложении