Одна страна, один Си
Недюжинную интригу обрела в эти дни «двойная сессия» — всекитайского комитета народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК, совещательный орган) и всекитайского собрания народных представителей (ВСНП, законодательный орган). Речь о векторе развития КНР
Сначала о формате мероприятия, что проходит в Пекине с 3 по 5 марта. Фактически эти два органа (ВК НПКСК и ВСНП) в совокупности образуют что-то вроде двухпалатного национального собрания, представляющего различные слои и группы китайского общества. Это и «демократические партии», исторически олицетворяющие патриотический единый фронт. Это и массовые организации, объединяющие молодежь, женщин, детей и профсоюзы страны. 56 национальностей, включая титульную — ханьцев, то есть собственно китайцев. Это и регионы, включая мегаполисы Пекин, Шанхай, Тяньцзинь и Чунцин. Это и специальные административные районы Гонконг и Макао, а также остров Тайвань, который со времен окончания гражданской войны управляется собственной администрацией, но тоже считается одним из субъектов КНР. Наконец, китайские вооруженные силы. То есть все вместе — это китайские рабочие, крестьяне, солдаты, офицеры и генералы, разнообразные интеллигенты, сидящие рядом с ними мигранты и миллиардеры, неведомые скотоводы из глубинки и знаменитости вроде бывшей звезды NBA Яо Мина и вечной звезды кино Джеки Чана. Всего около 5 тысяч человек, которые гомонящей пестрой толпой наполняют Дом народных собраний.
При всей общности и возможных различиях целей и интересов этих людей содержание, а точнее, направление обсуждений проблем, вынесенных в повестку дня, определяет руководящая сила 1,4-миллиардного китайского социума — Коммунистическая партия Китая (КПК). По установившемуся порядку ее руководящие органы — политбюро (ПБ) и центральный комитет (ЦК) собрались на прошлой неделе, в канун «двух сессий», создав интригу, о которой говорилось выше.
Недостаточно хороша
Сначала агентство «Синьхуа» распространило информационное сообщение о заседании 24 февраля политбюро, которое прошло под председательством генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина, являющегося также председателем КНР. ПБ обсудило план структурных реформ, разработанный партийными и правительственными органами, экономическое и социальное развитие страны, а также кандидатуры на важнейшие посты.
Китайские руководители, отмечалось далее, пришли к выводу, что партийные и государственные органы, «будучи важной составной частью социалистической системы с китайской спецификой, должны быть реформированы для укрепления партийного руководства, улучшения государственного управления и повышения эффективности системы».
Участники заседания выразили мнение, что нынешняя структура партийногосударственных органов «недостаточно хороша, чтобы отвечать требованиям новой эпохи» («новая эпоха» — термин, введенный по инициативе Си Цзиньпина на XIX съезде КПК в октябре 2017 года). Далее в сообщении говорилось: «Они (участники заседания.— ”О“) заявили, что партия должна преодолеть институциональные препятствия, чтобы в полной мере выявить преимущества социалистической системы Китая».
Ответ на вопрос, какие «препятствия» имеются в виду, появился буквально на следующий день — были опубликованы предлагаемые политбюро тезисы к назначенному на 26–28 февраля пленуму Центрального комитета КПК. В них и содержался главный сюрприз: от имени ЦК предлагалось убрать из Конституции страны положение о том, что председатель и вице-председатель КНР могут занимать должности не более двух сроков подряд.
Заявленная инициатива крайне актуальна: важнейший пункт повестки дня сессии ВСНП — переизбрание законодателями председателя КНР Си Цзиньпина на законный новый пятилетний срок. До оглашения предложения ЦК — второй и последний (согласно нынешнему законодательству, лидер должен покинуть высший государственный пост к 2023 году).