Опекаемые и окупаемые блага должны обмениваться результатами творчества

ВедомостиРепортаж

Экономический код культуры

пн. 10.02.2025

Пока человечество выживало, основными экономическими благами, которые были ценны и важны, были блага материальные. Их производство и стоимость сегодня достаточно легко посчитать. Но, по мере того как материальные потребности удовлетворялись, появился совершенно другой запрос – на продукты культурные, которые дают опыт, знания, впечатления. Они и приобрели особую ценность. И за эти продукты стали платить. Поэтому культура стала частью деятельности и предметом изучения экономистов.

Феномен креативных индустрий это подтверждает. Они напоминают обычные, промышленные индустрии – в них реализуется полный цикл производства, «сборки» и продажи продукта. Только их продукт – культурный. Он удовлетворяет нематериальные запросы. А экономика и экономический эффект здесь создаются с помощью прав интеллектуальной собственности, т. е. прав на нематериальные объекты, – они обеспечивают возможность купли-продажи и обмена результатами творчества, т. е. экономической деятельности.

Меняя минус на плюс

Вступивший в силу в феврале закон о креативных индустриях как раз имеет в виду наиболее экономически активную, пассионарную часть культуры. В советской, а позже и в российской традиции культура была и в значительной степени остается сферой опекаемых благ. То есть той сферой, которая не является в заметной степени предметом частных инвестиций, предпринимательской деятельности. Но сфера культуры очень важна для жизни и развития общества. И именно поэтому ее безусловно должно поддерживать, опекать государство. Все механизмы поддержки сферы культуры были построены в логике пожертвования. И все эти государственные, бюджетные и даже редкие частные затраты шли в зачет ВВП со знаком минус, как «непроизводительные» расходы. То есть расходы, не добавляющие вклада в валовой национальный продукт. Это отношение к сфере культуры сохранялось в государстве до 2019 г. Однако из-за пандемии COVID-19, когда материальное производство и потребление приостановились, а нематериальное, напротив, увеличилось, стало очевидно, что культура напрямую проявляется, прорывается в экономику.

Это понимание, несмотря на стресс от пандемии, не пришло одномоментно. На то, чтобы признать, что культура может генерировать ВВП, т. е. вносить вклад со знаком плюс, потребовалось четыре года. Когда начали работать над концепцией развития креативных индустрий, в 2020–2021 гг., их именовали творческими (т. е. в логике русского словоупотребления относящимися к сфере культуры) индустриями. Только в скобочках добавляли «креативные». В 2023 г. в указе президента России слова поменялись местами – на первое место переместили «креативные», а в скобочках стали указывать «творческие». В законе пошли еще дальше. Слово «творческие» в преамбуле закона сохранили, но далее в тексте оставили только «креативные». Так за счет игры слов экономика окончательно захватила и присвоила себе достижения сферы культуры.

Собственно, закон дает возможность поменять модель расчета ВВП – заменить в расчетах Росстата сумму затрат на культуру и культурные продукты со знака минус на знак плюс. Признать, что культура престала быть исключительно сектором опекаемых благ и обрела вторую часть – генерирующую, инвестиционную, предпринимательскую. Эта перемена знака сама по себе важный момент для государства. В этой смене понимание, где виден следующий горизонт экономической активности. Дальше, конечно, дьявол в деталях и нужно научиться правильно считать.

Поэтому так много споров, разночтений и полемики вокруг той самой доли креативных индустрий в ВВП. Оценка правительства, сделанная еще в 2021 г. не без нашего участия, – 6%. Собственно, 6% – это та часть культуры, которая не нуждается в опеке государства, а за счет эксплуатации интеллектуальной собственности делает результаты творчества предметом экономической деятельности – купли, продажи, создания добавленной стоимости. Закон об этом прямо пишет. Просто мы сразу бросаемся читать про меры поддержки, а здесь надо обратиться к определениям: креативный продукт – это либо сама интеллектуальная собственность, либо товар, добавленная стоимость которого обусловлена в основном объектами интеллектуальной собственности. И не так важно, что это за объекты, – художественное это произведение, техническое решение, дизайн или товарный знак, бренд или что-то из запасников музеев.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лимонов и революция Лимонов и революция

Когда в Советском Союзе начинается перестройка, Лимонов преображается

Esquire
На каких самолетах будут летать россияне в ближайшие годы На каких самолетах будут летать россияне в ближайшие годы

Как развивается гражданская авиаотрасль в России

СНОБ
Непрерывный торг Непрерывный торг

Решение Мосбиржи проводить торги в выходные вызвало неоднозначную реакцию

Монокль
Кот, который ворует данные Кот, который ворует данные

Выявлен первый вирус для кражи данных с фото на устройствах Apple

Ведомости
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Основы советской фантастики закладывались ещё до революции

Наука и жизнь
Мультпарад Мультпарад

Что можно узнать о любви из популярных анимационных фильмов?

Лиза
Неспешно пили предки наши Неспешно пили предки наши

Медиевист Олег Воскобойников — о путешествии вина по истории мировой культуры

РБК
Антон Хабаров: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер» Антон Хабаров: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»

«Если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь»

Коллекция. Караван историй
«Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных «Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных

Роль животных в повседневной жизни гитлеровской Германии

СНОБ
Гуляем на масленицу! Гуляем на масленицу!

5 веселых сценариев праздника для всей семьи – масленицы

Лиза
Нефтяной покер Трампа Нефтяной покер Трампа

Снижение мировых цен на нефть: политический блеф или продуманная комбинация

Деньги
Гигантские водовороты в океане: где в мире есть Харибды и могут ли они засосать корабль Гигантские водовороты в океане: где в мире есть Харибды и могут ли они засосать корабль

Существуют ли страшные водовороты в реальности?

ТехИнсайдер
Ai-Da ИИ Ai-Da ИИ

Робот-вундеркинд или пустышка

Weekend
Спонтанные мысли людей делятся на четыре основных типа Спонтанные мысли людей делятся на четыре основных типа

Чем спонтанные мысли людей отличаются друг от друга?

ТехИнсайдер
Советы Юре Борисову: как правильно выступить с речью на «Оскаре» Советы Юре Борисову: как правильно выступить с речью на «Оскаре»

Парочка рекомендаций для подготовки речи на церемонии «Оскара»

Psychologies
Морская жемчужина Морская жемчужина

Украшение черноморского побережья — семейная вилла в неоклассическом стиле

SALON-Interior
На Марсе нашли протяженные прибрежные осадочные отложения древнего океана На Марсе нашли протяженные прибрежные осадочные отложения древнего океана

Хотя поверхность Марса сухая, многие особенности рельефа ― древние речные дельты

N+1
Ирина Темичева. «Каждый день просыпаюсь с мыслью: «Я мама!» Ирина Темичева. «Каждый день просыпаюсь с мыслью: «Я мама!»

Вы можете быть израненным внутри, но казаться легкомысленным, веселым человеком

Караван историй
Женщины для женщин: как Наталья Водянова и Серена Уильямс инвестируют в фемтех Женщины для женщин: как Наталья Водянова и Серена Уильямс инвестируют в фемтех

Стартапы в области женского здоровья, в которые инвестируют знаменитые женщины

Forbes
Выцарапанное на Золотых воротах изображение назвали тамгой Андрея Боголюбского Выцарапанное на Золотых воротах изображение назвали тамгой Андрея Боголюбского

Что означает тамга, обнаруженная во Владимире на Золотых воротах

N+1
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
Как была устроена модная индустрия в СССР — отрывок из книги «Мода в стране дефицита» Как была устроена модная индустрия в СССР — отрывок из книги «Мода в стране дефицита»

Как в 1960–1980-х годах была устроена модная индустрия в СССР

СНОБ
«Лыжный спорт все еще переживает постолимпийский бум» «Лыжный спорт все еще переживает постолимпийский бум»

Юрий Бородавко о перспективной молодежи в команде и российском инвентаре

Ведомости
Встречают по одежке? Встречают по одежке?

Что скрывается за этикеткой бутылки и как дизайн влияет на восприятие продукта

РБК
Добро пожаловать к столу Добро пожаловать к столу

Рассказываем о застольных манерах и правилах хорошего тона в ресторанах

Grazia
Дай лапу, друг! Дай лапу, друг!

Самые подходящие питомцы для каждого знака Зодиака

Лиза
Мультотерапия: 20 подзабытых мультсериалов из детства Мультотерапия: 20 подзабытых мультсериалов из детства

Одни названия этих мультсериалов вызовут у вас сильное чувство ностальгии

Правила жизни
Место под солнцем Место под солнцем

Жилые комплексы с автомобильными именами

Автопилот
Африканские пленные Первой мировой Африканские пленные Первой мировой

Среди военнопленных Первой мировой войны одна категория людей оказалась забыта

Знание – сила
Инна Ульянова: «Мы, женщины, любим обманываться» Инна Ульянова: «Мы, женщины, любим обманываться»

«Ее Маргарита Павловна чуть было не погубила всенародно любимый фильм»

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении