Опекаемые и окупаемые блага должны обмениваться результатами творчества

ВедомостиРепортаж

Экономический код культуры

пн. 10.02.2025

Пока человечество выживало, основными экономическими благами, которые были ценны и важны, были блага материальные. Их производство и стоимость сегодня достаточно легко посчитать. Но, по мере того как материальные потребности удовлетворялись, появился совершенно другой запрос – на продукты культурные, которые дают опыт, знания, впечатления. Они и приобрели особую ценность. И за эти продукты стали платить. Поэтому культура стала частью деятельности и предметом изучения экономистов.

Феномен креативных индустрий это подтверждает. Они напоминают обычные, промышленные индустрии – в них реализуется полный цикл производства, «сборки» и продажи продукта. Только их продукт – культурный. Он удовлетворяет нематериальные запросы. А экономика и экономический эффект здесь создаются с помощью прав интеллектуальной собственности, т. е. прав на нематериальные объекты, – они обеспечивают возможность купли-продажи и обмена результатами творчества, т. е. экономической деятельности.

Меняя минус на плюс

Вступивший в силу в феврале закон о креативных индустриях как раз имеет в виду наиболее экономически активную, пассионарную часть культуры. В советской, а позже и в российской традиции культура была и в значительной степени остается сферой опекаемых благ. То есть той сферой, которая не является в заметной степени предметом частных инвестиций, предпринимательской деятельности. Но сфера культуры очень важна для жизни и развития общества. И именно поэтому ее безусловно должно поддерживать, опекать государство. Все механизмы поддержки сферы культуры были построены в логике пожертвования. И все эти государственные, бюджетные и даже редкие частные затраты шли в зачет ВВП со знаком минус, как «непроизводительные» расходы. То есть расходы, не добавляющие вклада в валовой национальный продукт. Это отношение к сфере культуры сохранялось в государстве до 2019 г. Однако из-за пандемии COVID-19, когда материальное производство и потребление приостановились, а нематериальное, напротив, увеличилось, стало очевидно, что культура напрямую проявляется, прорывается в экономику.

Это понимание, несмотря на стресс от пандемии, не пришло одномоментно. На то, чтобы признать, что культура может генерировать ВВП, т. е. вносить вклад со знаком плюс, потребовалось четыре года. Когда начали работать над концепцией развития креативных индустрий, в 2020–2021 гг., их именовали творческими (т. е. в логике русского словоупотребления относящимися к сфере культуры) индустриями. Только в скобочках добавляли «креативные». В 2023 г. в указе президента России слова поменялись местами – на первое место переместили «креативные», а в скобочках стали указывать «творческие». В законе пошли еще дальше. Слово «творческие» в преамбуле закона сохранили, но далее в тексте оставили только «креативные». Так за счет игры слов экономика окончательно захватила и присвоила себе достижения сферы культуры.

Собственно, закон дает возможность поменять модель расчета ВВП – заменить в расчетах Росстата сумму затрат на культуру и культурные продукты со знака минус на знак плюс. Признать, что культура престала быть исключительно сектором опекаемых благ и обрела вторую часть – генерирующую, инвестиционную, предпринимательскую. Эта перемена знака сама по себе важный момент для государства. В этой смене понимание, где виден следующий горизонт экономической активности. Дальше, конечно, дьявол в деталях и нужно научиться правильно считать.

Поэтому так много споров, разночтений и полемики вокруг той самой доли креативных индустрий в ВВП. Оценка правительства, сделанная еще в 2021 г. не без нашего участия, – 6%. Собственно, 6% – это та часть культуры, которая не нуждается в опеке государства, а за счет эксплуатации интеллектуальной собственности делает результаты творчества предметом экономической деятельности – купли, продажи, создания добавленной стоимости. Закон об этом прямо пишет. Просто мы сразу бросаемся читать про меры поддержки, а здесь надо обратиться к определениям: креативный продукт – это либо сама интеллектуальная собственность, либо товар, добавленная стоимость которого обусловлена в основном объектами интеллектуальной собственности. И не так важно, что это за объекты, – художественное это произведение, техническое решение, дизайн или товарный знак, бренд или что-то из запасников музеев.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

7 фильмов о борьбе с онкологией 7 фильмов о борьбе с онкологией

Культовые фильмы, главные герои которых столкнулись со смертельной болезнью

СНОБ
Бой с тенью Бой с тенью

Непростая история соперничества с женщиной, которой больше нет

VOICE
Михаил Гордин: «Бауманцев отличает универсализм» Михаил Гордин: «Бауманцев отличает универсализм»

Как быстрее сделать вуз таким, каким он нужен стране?

Монокль
Люди земли Люди земли

Эти четыре истории про благодарность природе за то, что она вошла в их жизнь

Afternoon Seasons of life
Британские ученые заявили, что родители передают «страх перед математикой» своим детям Британские ученые заявили, что родители передают «страх перед математикой» своим детям

Как «тревожность из-за математики» может передаваться от родителей детям

ТехИнсайдер
Образы вкуса и запаха Образы вкуса и запаха

Из чего состоит вкус?

Здоровье
Удачно совпали Удачно совпали

Как в начале отношений определить, подходите ли вы друг другу

VOICE
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Основы советской фантастики закладывались ещё до революции

Наука и жизнь
Оно нам надо? Оно нам надо?

Самые популярные вопросы на тему инъекций для снижения веса

VOICE
История любви История любви

Почему личные фонды — альтернатива западным трастам и частным фондам?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Мирные переговоры войне не помеха Мирные переговоры войне не помеха

История завершения военных конфликтов с участием СССР и США

Монокль
Парк вместо поля: как семья воронежского предпринимателя привлекла 200 000 туристов Парк вместо поля: как семья воронежского предпринимателя привлекла 200 000 туристов

Как Маньковы превратили окрестности старинного имения в парк развлечений

Forbes
Время собирать камни Время собирать камни

Стоит ли вкладывать деньги в природные бриллианты?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Бизнес с историей Бизнес с историей

Чем выгодны покупки инвесторами помещений в объектах культурного наследия

Ведомости
Хочешь победить в конкуренции — считай! Хочешь победить в конкуренции — считай!

Суперкомпьютерная отрасль в нашей стране переживает не самые простые времена

Наука и жизнь
Новый виток Новый виток

Стася Милославская о непростых съемках на зимней натуре, северном сиянии и любви

Grazia
Наталья Мазур: Театр – субъективное искусство Наталья Мазур: Театр – субъективное искусство

Наталья Мазур рассуждает о магии театра и делится репертуарными планами

Ведомости
Творчество и суждения Творчество и суждения

Как Джонни Депп снял фильм об Амедео Модильяни — и немного о себе

Weekend
«Я много снималась в кино, но такого проекта у меня еще не было» «Я много снималась в кино, но такого проекта у меня еще не было»

Чему Николь Кидман научил фильм «Плохая девочка»?

OK!
Ты моя хорошая Ты моя хорошая

Какие качества необходимы сегодня настоящей подруге?

VOICE
Газировке несладко Газировке несладко

Почему россияне переходят на лимонад без сахара?

Ведомости
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
10 крупных секс-скандалов шоу-бизнеса, не считая Пи Дидди 10 крупных секс-скандалов шоу-бизнеса, не считая Пи Дидди

Как звезды теряли свой моральный облик и к чему это приводило

Maxim
Нужны ли пресс-формы серийному производству: инженер развеял популярные мифы о литье Нужны ли пресс-формы серийному производству: инженер развеял популярные мифы о литье

Нужно ли предприятиям разрабатывать для своего производства «идеальную модель»?

ТехИнсайдер
Медитация вызывает изменения в областях мозга, связанных с памятью и эмоциями Медитация вызывает изменения в областях мозга, связанных с памятью и эмоциями

Как медитация может потенциально помочь в лечении психических заболеваний

ТехИнсайдер
Анатоль Вовк Анатоль Вовк

Обсудили с историком моды Анатолем корунды, шушпанчики и адорацию мадленок!

Собака.ru
Дорогие удовольствия Дорогие удовольствия

Можно ли назвать косметику долгосрочной инвестицией

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Африканские пленные Первой мировой Африканские пленные Первой мировой

Среди военнопленных Первой мировой войны одна категория людей оказалась забыта

Знание – сила
Не звони, не опаздывай и не сокращай: шесть главных табу в бизнес-общении Не звони, не опаздывай и не сокращай: шесть главных табу в бизнес-общении

Что предпринимателей больше всего раздражает в деловом общении?

Forbes
Капризы моды в храме науки Капризы моды в храме науки

Казалось бы, в сфере науки просто нет места моде. Но так ли это?

Знание – сила
Открыть в приложении