Россия и мир | Параллели
Не приходи, сказка!
Напрасно растянувшийся у нас на целый год скандал с «Матильдой» считали исключительно российской «экзотикой» — сегодня вокруг болливудского кино «Падмавати» страсти кипят еще круче, а индийская версия борьбы с не вышедшим на экраны фильмом реально опасна для жизни людей
Индия раскололась. Причина — новый фильм «Падмавати», традиционная для Болливуда историческая костюмированная лента по поэме XVI века, написанной Маликом Мухаммадом Джаяси, средневековым поэтом-суфием (суфизм — мистическое течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность.— «О»).
Само по себе обращение в глубь веков для индийского кинематографа вовсе не новость — Болливуд снял немало фильмов по старинным легендам. Новость в том, что на сей раз древняя история стала частью современной политики: министры, религиозные деятели, лидеры оппозиции, либералы, националисты — все громко спорят о фильме, который и на экраны еще не вышел. Само собой, большинство протестующих его также не видело. Так из-за чего сыр-бор и против кого он направлен?
И любовь, и ненависть
Гнев противников ленты, «искажающей настоящую историю Индии», направлен прежде всего на режиссера Санджая Лила Бхансали и исполнительницу главной роли, одну из самых красивых индийских актрис Дипику Падукон.
Особенно отличаются радикалы из числа раджпутов, представителей этно-кастовой группы воинов, исторически живущих на севере Индии (ее численность оценивается в 17 млн человек). Дошло до того, что члены националистической группировки «Шри Раджпут Карни Сена» заявили, что готовы убить режиссера Бхансали. Актрису, правда, обещали не убивать — их представитель объяснил, что гордые витязи не воюют с женщинами! Если фильм выйдет в прокат, ей обещали «всего лишь» отрезать нос.
А некий представитель властей из северного штата Харьяна, член правящей Бхаратия джаната парти (БДП) и тоже раджпут Сурадж Пал Аму, пообещал награду в 100 млн рупий (более 1,5 млн долларов) тем, кто «защитит честь нашей королевы раджпутов» — попросту говоря, прикончит режиссера с актрисой.
Понять, что вызвало такие страсти, не просто, во всяком случае, легенда, по которой снята картина, к ним не располагает. Она рассказывает, как делийский султан Алауддин Хилджи (глава первого крупного мусульманского государства на территории Индии.— «О») в XIV веке двинул войско на раджпутское княжество Мевар, взял в осаду его столицу Читтор (ныне Читторгарх), но пообещал: войны не будет, если ему отдадут жену местного царя прекрасную Падмавати (султан был в нее отчаянно влюблен).
Войско Хилджи разбило армию раджпутов. Но гордая царица предпочла самоубийство позору — бросилась в огонь. Так ли было на самом деле? Факт осады Читтора в 1303 году историки подтверждают. Но вот ко всему остальному, начиная от пламенной страсти султана к царице, у них много вопросов. Очень похоже, что пару веков спустя после этих событий автор поэмы дал волю воображению — получилась своего рода индийская «Илиада».
Как бы то ни было, режиссер фильма — также известный как сценарист, продюсер и композитор — решительно не понимает, отчего ему принялись угрожать: он хотел показать гордость и славу раджпутов, которые не смиряются перед завоевателями. Мол, вы хоть фильм посмотрите, а уж потом призывайте к казням…
Увы, критики непреклонны — страсти вокруг «Падмавати» вспыхнули еще во время съемок и с тех пор не стихают. Националисты даже врывались на съемочную площадку, чтобы остановить процесс: лента, уверены они, представляет королеву раджпутов «в дурном свете». Этому способствуют появившиеся слухи, будто в фильме есть даже постельные сцены с участием Падмавати и султана-завоевателя, от чего создатели фильма открещиваются. Но «ревнители» не останавливаются: они собирают какие-то сплетни, ищут признаки непристойности в рекламном трейлере, даже организовали символическую казнь через повешение изображений Бхансали и Падукон. Символикой дело не ограничилось: 40-летний мужчина был найден повесившимся в форте Нахаргар в Джайпуре — он оставил надпись, что кончает с собой из-за «Падмавати».