Режиссер Алексей Федорченко — о своем новом фильме «Война Анны»

ОгонёкРепортаж

«Мы пытаемся жить чужой жизнью»

На этой неделе на фестивале в Роттердаме Алексей Федорченко представит свой новый фильм «Война Анны». Российский зритель увидит картину весной этого года. О том, возможен ли новый взгляд на войну, «Огонек» поговорил с режиссером

Беседовала Елена Некрасова

Героиня победила потому, что смогла выжить (в роли Анны — Марта Козлова). Фото: Saga Film Company

Ваш новый фильм «Война Анны» — про Вторую мировою, про холокост. На фоне ваших самых известных фильмов выбор темы выглядит довольно неожиданным.

— У меня не бывает такого, чтобы я подумал: «А хорошо бы снять кино про войну». Просто попадаются какие-то истории. Я их собираю. Со временем они обрастают подробностями, персонажи становятся живыми. Таких историй у меня хранится много. Более того. Я почти всегда работаю одновременно над 5–6 сценариями и считаю, что у каждого режиссера должен быть такой портфель. Так получилось, что из тех пяти, которые у меня сейчас в работе, «Анна» выстрелила первой.

— Вы занимаетесь исследованием главных советских мифов: космос, революция. «Война Анны» — это препарирование мифа о войне?

— Опять же нет такого у меня: «Ой, хорошо бы снять что-то про советское мифотворчество». Просто возникла конкретная история про девочку, которая два года пряталась в немецкой комендатуре. Эта история, рассказанная в одном предложении, пересиливает всю тему советского мифотворчества, вместе взятую. Мне сразу стало интересно — захотелось представить подробности, детали. Что она все это время ела, что пила, как вообще существовала. Об этом мне интересно думать. А про советское мифотворчество не интересно. Это не моя профессия. Я больше думал о том, можно ли найти что-то новое в самых заштампованных темах. Например, в теме северных народов или революции. Чтобы люди посмотрели на это свежим взглядом. Со штампами же какая проблема главная? Они не только мешают. Они создают историю. История — это вообще некий набор штампов. А я штампы не люблю. Я хочу найти что-то интересное. И самое удивительное, что это оказывается несложно. Надо только начать, и истории, предметы, герои, какие-то арт-объекты будут сами притягиваться к тебе, как в сказке про Цветик-семицветик, огромной волной.

— Говоря о штампах, вы имеете в виду, конечно, и сами фильмы про войну?

— А как же. Сейчас фильмы про войну, кажется, уже невозможно смотреть. Они все одинаковые. Я думал: а можно ли малыми средствами снять фильм, который поставит точку в этой теме? Такой фильм, после которого про войну можно не снимать. Обо всем этом я думал еще до того, как нашел эту историю. А потом постепенно появилась история Анны, которая представляла собой совершенно другую точку зрения на войну — взгляд из камина, взгляд маленькой девочки, которая прячется там от смерти. Вместо того, к чему мы привыкли, вместо фронтов и героев, вместо истории огромной войны, в которой воюют десятки государств,— одна маленькая девочка. Которая побеждает. Все — тема закрыта.

— В вашем фильме девочка наблюдает из камина за повседневной и совершенно обыденной жизнью местных жителей во время оккупации. Они растят детей, занимаются любовью, в то время как она пьет собственную мочу. Каково было рассказывать об этих людях?

— Про этих людей мне все более или менее понятно. Я часто представлял себя в разных исторических обстоятельствах, и то, как люди живут при каком-то враждебном режиме, для меня достаточно несложная фантазия. Надо есть, пить, надо детей растить. Тем более что тот мир мне хорошо знаком — события нашего фильма происходят на территории Украины, где родился мой отец, где я в детстве фактически проводил все лето. Во время войны у меня там под оккупацией была вся семья — отец, дед с бабушкой, сестры отца. Папе, кстати, в это время было почти столько же лет, сколько героине фильма. И это одна из причин, почему воссоздавать и снимать это для меня было очень интересно. Это мои родственники.

— Они вам что-нибудь рассказывали о том времени?

— Остались их отрывочные воспоминания, я видел места, где это происходило. Тетя у меня, например, работала на маслозаводе — и до войны, и во время оккупации. А как не работать? Жить-то на что-то надо. Деда три раза угоняли в Германию, но он сбегал и возвращался. Папа рассказывал, как его огромный немец посадил на колени и кормил бутербродом. То есть они жили тогда вполне обычной жизнью, просто при другой власти. И тоже не все знали — информации ведь не было.

«Война Анны» — это как раз повседневная история. Этим она и была мне интересна — рассматривать, как день за днем выживает героиня фильма и как проходит жизнь тех, за кем она наблюдает из своего убежища. У нас в фильме звучат многие языки — русский, украинский, французский, венгерский, румынский. Поскольку девочка весь фильм молчит, мне хотелось сделать из этого многоголосья язык войны. Мне даже не хотелось переводить эту разноязыкую речь, потому что это фон, который составлял минуты, часы и сутки Анны, и она сама мало что понимала из этих слов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Поколение Covid Поколение Covid

Как пандемия изменила отношения детей и родителей

Огонёк
«У меня нет контакта со всеми. У меня есть контакт с каждым». Отрывок из книги о детском спорте «У меня нет контакта со всеми. У меня есть контакт с каждым». Отрывок из книги о детском спорте

Как избежать физических и психологических травм в детском спорте

СНОБ
Дорогая читательница! Дорогая читательница!

Пасха – это не только светлый праздник, объединяющий христиан всего мира

Лиза
Петербург будущего Петербург будущего

Владимир Ильич Травуш проектировал самые высокие здания современной России

Собака.ru
Предисловие Предисловие

О феномене человека и необходимости людей оставить след в истории

Вокруг света
Банкократия Банкократия

Как получилось, что банки растут в разы быстрее, чем вся остальная экономика

Монокль
Всё сложится! Всё сложится!

Лайфхаки, которые упростят сборы и сделают путешествие комфортнее

Новый очаг
Транзитный пассажир Транзитный пассажир

Актер Сергей Горошко перевоплощается легко и очень элегантно

OK!
Невеста на вырост: как в Китае похищают девочек, чтобы выдавать их замуж Невеста на вырост: как в Китае похищают девочек, чтобы выдавать их замуж

Что происходит с продажей женщин в Китае и как женщины борются за свободу?

Forbes
На склонах Окского каньона На склонах Окского каньона

Ока здесь течёт в узкой долине, за что она и получила название Окского каньона

Наука и жизнь
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
Можно ли съесть слишком «много» белка Можно ли съесть слишком «много» белка

Задумывались ли вы когда-нибудь, не может ли избыток белка стать проблемой?

ТехИнсайдер
Как сделать сайт бесплатно: без программистов и дизайнеров Как сделать сайт бесплатно: без программистов и дизайнеров

Как сделать сайт бесплатно, даже если у вас нет никаких навыков в кодинге

CHIP
Как проверить стартер на работоспособность в домашних условиях Как проверить стартер на работоспособность в домашних условиях

Все о проверке стартера: признаки неисправности и способы ремонта

РБК
Новое слово от зумеров: кого молодежь называет анками и что это значит Новое слово от зумеров: кого молодежь называет анками и что это значит

Что такое «анк» и кого так называет молодежь?

Psychologies
Российские физики объединили флаксониумы и трансмон в трехкубитный вентиль Российские физики объединили флаксониумы и трансмон в трехкубитный вентиль

Ученые предложили новый способ реализации быстрой трехкубитной операции

N+1
Синдром тетки Синдром тетки

Как прогнать «тетку» из своей жизни и разума?

Лиза
Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq

Что изменилось в новом поколении Skoda Kodiaq?

4x4 Club
«Ставить дружбу выше истины»: каково это — быть настоящим другом «Ставить дружбу выше истины»: каково это — быть настоящим другом

Дружба складывается не из схожестей людей, а из моментов, в которых они разнятся

Psychologies
Что смотреть в выходные: 6 новых фильмов, которые вы могли пропустить Что смотреть в выходные: 6 новых фильмов, которые вы могли пропустить

Собрали шесть ярких фильмов, которые определенно стоят потраченного времени

Правила жизни
На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу

История писательницы, на романах которой вырос Стивен Кинг

Forbes
Женская манипуляция. Всегда ли это нужно и как не увлечься психологическими играми Женская манипуляция. Всегда ли это нужно и как не увлечься психологическими играми

Где та тонкая грань между неэкологичными манипуляциями и женской мудростью?

Лиза
О чем на самом деле мужчины и женщины думают во время секса: 3 частые фантазии О чем на самом деле мужчины и женщины думают во время секса: 3 частые фантазии

Почему в сексе мы пускаемся в разнообразное фантазирование?

Psychologies
Штормовое предупреждение. 4 факта про укачивание (кинетоз) Штормовое предупреждение. 4 факта про укачивание (кинетоз)

Ищем оптимальное решение от «морской болезни» у детей

Лиза
10 крупных народов, у которых нет своего государства 10 крупных народов, у которых нет своего государства

В мире существует большое число этносов, лишенных собственного государства

ТехИнсайдер
Что такое КШМ, как он устроен и для чего предназначен Что такое КШМ, как он устроен и для чего предназначен

Все о КШМ: назначение, устройство, принцип действия

РБК
«Реальная история Уиннер»: фильм о девушке, выступившей против государственной машины «Реальная история Уиннер»: фильм о девушке, выступившей против государственной машины

Как разговорное кино, в котором нет действия, оказывается напряженной драмой

Forbes
Сомнительные пошлины Сомнительные пошлины

К чему могут привести ограничения на ввоз российской сельхозпродукции в ЕС

Агроинвестор
Тёмное зазеркалье Тёмное зазеркалье

Рядом с нами может существовать параллельный зеркальный мир, названный теневым

Наука и жизнь
Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее

Геолина Моргулис: как перекликаются философия и искусство

СНОБ
Открыть в приложении