Где живет Захер
О знаменитом торте и его не менее известных продолжениях
«Так ведь это наш торт „Прага“»,— сказала мама, попробовав привезенный из Вены «Захер». Действительно, эти торты очень похожи. Разница только в том, что в «Праге» есть крем, а в «Захере» нет. Но сходство гораздо значительнее! И это прослойка из абрикосового варенья и шоколадная глазурь.
Есть что-то общее и в их истории. Оба торта были созданы подмастерьями. В 1823 году 16‑летний Франц Захер заменял заболевшего кондитера и должен был поставить ко двору Меттерниха заказанный торт. Какой именно — он точно не знал, но расстарался как мог, сделал гляссаж (шоколадную глазурь) из трех сортов шоколада, и торт удался. Слава к нему пришла гораздо позднее, причем всемирная. Сегодня право первородства оспаривают в Вене две кондитерские: одна — в которой в те годы работал Захер, а другая — открытая самой семьей Захер при одноименной гостинице. Рецепт хранится в тайне, но догадаться, как сделан торт, довольно легко. За исключением глазури — что там за три шоколада и в какой пропорции, никто не знает.
«Прагу» тоже придумал молодой подмастерье. Владимир Гуральник позднее возглавил кондитерский цех московского ресторана «Прага», но в начале карьеры еще стажировался у чехословацких мастеров. Торт, конечно, назван не в честь столицы Чехии, а в честь ресторана. А имя Гуральника — в отличие от Захера — известно только специалистам по истории кухни, зато незапатентованный рецепт доступен каждому.
А вся слава досталась ресторану. И он того заслуживает. Можно вспомнить, что Чехов праздновал в «Праге» премьеру «Чайки», а Репин — восстановление картины «Иван Грозный и его сын Иван» и что в «Праге» бывали Толстой, Бунин, да легче сказать, кто не бывал в знаменитом ресторане. И, конечно, совершенно невозможно забыть, что извозчики, проводившие зимние вечера под его дверьми в ожидании клиентов, переименовали его в «Брагу». И купец Семен Петрович Тарарыкин останется в памяти, он выиграл здание в бильярд и открыл в нем ресторан. Нет, его не Островский придумал, это чистая московская правда. И Маяковский, воспевавший на месте бывшей «Праги» столовую Моссельпрома: «Там весело, чисто,