Дворянская жесть
На телеканале «Россия» вышел сериал «Кровавая барыня» — про печально известную Салтычиху. Обозреватель «Огонька» в недоумении: почему нам рассказывают страшную сказку там, где должен быть страшный урок?
Актриса Юлия Снигирь признается, что не сразу согласилась играть роль Салтычихи, поскольку «не могла найти оправданий героине». Ее можно понять. Редкий случай — оценка Салтычихи почти за 200 лет в русской истории не претерпела изменений, трактовка ее злодеяний — что в царское время, что в советское — по сути совпадала. И это объяснимо: с обычной, человеческой точки зрения, независимо от идеологии, это была и есть история о насилии, которое приобретает особенно чудовищные размеры в условиях, где узаконено бесправие человека. У Салтычихи была предшественница — Эржебет Батори, венгерская графиня, известная серийными убийствами молодых девушек, а также последовательница — Мэри Дельфина Лалори (1775–1849), одна из самых жестоких женщин-убийц в истории Нового Орлеана, которая обвинялась в садизме и многочисленных изощренных убийствах чернокожих рабов. Все истории чем-то похожи — это прежде всего истории о порочности рабства, которое поощряет человека обходиться с другим человеком как с вещью. Бесправие поощряет насилие — вот самый короткий вывод из всех этих историй. Сегодня мы, в отличие от наших предков, знаем, с какой единственной целью нужно об этом говорить: психологи называют это «проработкой коллективной травмы», чтобы извлечь для себя печальный, но важный урок. Вдобавок сериал вышел 19 февраля: в этот день в 1861 году в России, как известно, было отменено крепостное право.
Уникальность истории Салтычихи еще и в том, что эта история была расследована чуть не впервые по всем законодательным нормам того времени, поэтому о ней и стало известно. Столбовая дворянка Дарья Салтыкова, как стало общеизвестно, била дворовых людей плетьми, батогами и поленьями, драла волосы, прижигала каленым железом, морила голодом, морозила на улице, топила. Количество ее жертв разнится от десятка до сотни, в основном женщин и девушек. Решением Екатерины II она была приговорена к пожизненному заключению в монастырской тюрьме, где и умерла.
Поразительно, но первое, что бросается в глаза,— авторы при всей общеизвестности истории словно бы пытаются найти для Салтычихи оправдания. Конечно, есть известный закон жанра, по методу Станиславского: «Ищи в плохом герое хорошее». Но это нужно для достоверности актерской игры, для погружения в образ, а вовсе не для оправдания злодеяний. Однако авторы сериала пытаются найти для объяснения поведения Салтычихи именно «логические причины», сводя все чуть ли не к «систематическим неудачам в личной жизни». В поисках аргументов авторы, надо сказать, не особенно оригинальны. Отец Дарью не любил, от психического расстройства не лечил, сослал в монастырь; замуж выдали насильно, за нелюбимого, а любимый стал фаворитом императрицы. Конечно, подлинных данных о жизни помещицы Салтыковой немного, но ни про монастырь, ни