Алексей Гореславский: Контент не кирпич, который просто лежит на платформе

Институт развития интернета (ИРИ) – крупнейшая организация, которая поддерживает производство социально значимого онлайн-контента в России, причем в самых разных его формах – от масштабных сериалов до видеоигр и блогерских шоу. С 2020 г., когда ИРИ начал распределять субсидии на создание контента в интернете, его бюджет вырос более чем в 8 раз – с 3 млрд до 25,3 млрд руб., выделенных на 2025 г.
Рост финансирования организации гендиректор ИРИ Алексей Гореславский связывает в том числе с признанием ее успехов в импортозамещении контента в России. А ключевым достижением ИРИ он считает то, что добиться этого удалось за счет органического интереса аудитории к отечественным проектам.
В интервью «Ведомостям» Гореславский рассказал, какие стоп-темы есть у организации при отборе контента для поддержки, как санкции ЕС повлияли на ее работу и почему художественное осмысление темы СВО требует исторической дистанции.
«ИРИ запускался как эксперимент»
– Бюджет ИРИ на 2025 г. составил 25,3 млрд руб., что на 40% больше, чем в 2024 г. (18 млрд руб.). Чем обусловлено такое существенное увеличение субсидии?
– В феврале 2024 г. президент в послании Федеральному собранию объявил, что до 2030 г. на творческие проекты в кино и интернете из бюджета будет выделено 100 млрд руб. Отсюда у нас и появились дополнительные 12 млрд руб., они были добавлены к уже заложенной в бюджете на 2025 г. субсидии в размере 13 млрд руб. Дополнительные 12 млрд руб. будут выделяться ИРИ ежегодно в течение ближайших шести лет. Если посчитать, мы получили около 70% от выделенной государством суммы в 100 млрд руб., остальные средства распределены между конгломератом госфондов.
– Почему, на ваш взгляд, контент в интернете сейчас стал одним из приоритетов для государства?
– Я это связываю не только с изменением медиапотребления, которое все больше смещается в интернет, но и с растущим влиянием онлайн-проектов на общественное сознание. ИРИ запускался как эксперимент, по итогам 2023–2024 гг. результаты, видимо, были признаны достойными. Кроме того, выделение дополнительного финансирования, вероятно, стало следствием признания успехов в импортозамещении контента после ухода из России иностранных производителей. Принципиально важно, что получилось добиться этой цели без какого-либо принуждения аудитории: и мы, и производители просто стремились попасть в ожидания зрителей, усилить органический интерес к отечественным проектам, который наблюдался еще до пандемии. Тем более что голливудские новинки доступны россиянам в неофициальном кинопрокате и у интернет-пиратов. Если бы, например, сериал «Слово пацана» получился скучным, то никто бы его и не посмотрел.
– Какая часть бюджета 2025 г. забронирована контрактами предыдущих лет?
– На выплату обязательств по договорам предыдущих периодов забронировано 5,5 млрд руб., эта цифра стабильна в последние годы. Остальные средства (19,9 млрд руб.) мы распределим в рамках договоров, которые будут заключены в 2025 г. на проекты со сроком реализации до 2027 г.
– На какие контентные направления ИРИ выделяет основную часть своих средств?
– Структуру по 2025 г. мы пока четко не знаем, она будет понятна только к осени после проведения всех конкурсов. А вот по 2024 г. картина следующая: основная часть бюджета – 48% – пришлась на видеоконтент, т. е. сериалы разных форматов и жанров. Следом идет контент в блогосфере – 37% от всех средств 2024 г. Хотя это не самая большая статья в бюджете, количество проектов в блогосфере больше, чем сериалов. Это и понятно: сериалы – наиболее дорогой контент в производстве. На мультиформатный контент – к нему мы относим экосистемные проекты, которые могут включать в себя серию статей, отдельный сайт-лендинг, ролики, документальный фильм на видеосервисе и т. д., – мы выделили 9%. Вообще мультиформатное направление нам очень интересно, поскольку оно позволяет охватить пользователей в самом широком формате. Далее: на видеоигры и ПО пришлось 5% бюджета 2024 г., а на интернет-проекты в СМИ – 1%. СМИ у нас золушки, большой объем бюджетов они не запрашивают. В целом это уже наша устоявшаяся структура по контентным направлениям: в 2023 г. она была примерно такой же, корректировки происходят, но, как правило, они незначительны.
«В моем понимании, лучше меньше, да лучше»
– В 2024 г. 73 из 290 оригинальных проектов, вышедших в онлайн-кинотеатрах, были произведены при поддержке ИРИ, следует из предоставленных вами данных. В будущем вы планируете и дальше увеличивать количество проектов или сделаете акцент на масштабных сериалах и, соответственно, их количество станет меньше?
– Я, конечно, за второй вариант. В моем понимании, лучше меньше, да лучше, как говорил Владимир Ленин. Сериалы уже занимают почти половину бюджета ИРИ, дальше наращивать эту долю мы не планируем. Рынку не нужно еще больше проектов, да и дорогое это удовольствие. Думаю, производители с нами солидарны: количество выпускаемых индустрией оригинальных проектов, по моему прогнозу, в ближайшее время начнет сокращаться на 5–7% в год. Мы уже ставим задачу себе и призываем производителей делать акцент не на количестве проектов, а на их качестве и широте аудиторного охвата. Лучше выпустить 20 проектов, каждый из которых соберет хотя бы половину аудитории сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» (Wink; Start; НТВ), чем 50, но таких, которые будут тихо лежать на полочках видеоплатформ. Кроме того, масштабный проект, как правило, имеет потенциал для развития франшизы, что отвечает тенденции на экосистемные, мультиформатные контентные продукты. Мы однозначно выступаем за более широкое распространение этого тренда в российской медиаиндустрии.
– Какие уже вышедшие сериалы ИРИ можно назвать самыми масштабными по размеру выделенного вами бюджета на их производство?
– Конкретные цифры я раскрыть не могу. Есть совершенно понятные признаки масштабных проектов. Это большой объем компьютерной графики (CG), сложные и небанальные локации, звездный актерский состав. Кроме того, поскольку основная часть масштабных проектов имеет в основе историческую тематику, в числе критериев и широкая представленность в сериале костюмов и вещей, соответствующих эпохе. Перечисленным признакам соответствуют выпущенные при нашей поддержке сериалы «Последний богатырь. Наследие», «Челюскин. Первые», «Плевако».
– Какую долю от производственного бюджета проекта ИРИ, как правило, берет на себя?
– Мы покрываем до 70% бюджета, но к этой цифре мы приближаемся, только если понимаем, что у проекта очень высокая социальная значимость. В бюджете больших сериалов доля наших средств, как правило, составляет 30–45%. В средних или небольших она обычно чуть больше – около 50%.
– Бюджетирование у вас идет сразу на весь проект? Или по годам?
– На проект, но разбивается по годам. К примеру, работа над большими сериалами, которые нам заявляют на конкурс национального контента, как правило, идет дватри года, поэтому с их производителями мы обычно сразу подписываемся на трехлетний цикл.