Бриллианты для «Победы»
75-летний юбилей отметила высшая награда Великой Отечественной войны и одна из самых знаменитых наград мира — орден «Победа». В коллекции Музеев Кремля этих наград девять. Об истории ее создания узнал «Огонек»
Всего этих орденов было изготовлено 22. А в коллекции Музеев Кремля орденов «Победа» девять.
— За судьбой каждого из них мы следим, ведь это уникальная награда,— рассказывает «Огоньку» научный сотрудник Оружейной палаты Московского Кремля Мария Сарычева.— Она дала понять народу и союзникам — победа неизбежна.
Последняя капля
На первых полосах едва ли не всех советских газет 8 ноября 1943 года, в очередную годовщину Октябрьской революции, была одна новость: в Кремле подписан указ о создании ордена «Победа». Значение этого события переоценить трудно. Сталинград еще лежал в руинах после операции «Уран», на Курской дуге совсем недавно была сорвана немецкая наступательная операция, перспектива открытия второго фронта была неопределенной — и вдруг первая награда в честь победного конца еще не завершенной войны.
— Это название было выбрано не случайно,— пояснила Мария Сарычева.— Оно было важно и для внешней политики, потому что орден разрабатывался параллельно с организацией международной конференции в Тегеране, когда каждый месяц был на счету в борьбе за открытие второго фронта. Оно все откладывалось, союзники не хотели нести потери — такое участие в войне им было выгодно. Подтолкнула их к открытию второго фронта именно уверенность в неизбежности триумфа Советского Союза. Не последнюю роль в этом сыграло учреждение ордена «Победа».
Работа над созданием высшей военной награды Советского Союза шла под строжайшим контролем руководства страны. Ведь по значимости «Победа» не должна была уступать иностранным наградам, в том числе и одной из старейших в мире — ордену Бани, который Великобритания вручит советским военачальникам: Жуков станет почетным рыцарем Большого креста, а Конев и Рокоссовский — почетными рыцарями-командорами. Поэтому орден «За верность Родине», как он назывался изначально, предполагалось щедро усыпать бриллиантами, а работу над самим дизайном — доверить Александру Кузнецову, старшему художнику технического комитета Главного интендантского управления Красной армии. Помогали ему лучшие ювелиры с выучкой дореволюционных времен, которые успели поработать на легендарных предприятиях Фаберже, Овчинникова и других.