Культура | Персона
«Я мазохистка и люблю страдать»
На этой неделе в российский прокат выходит картина Арно Деплешена «Призраки Исмаэля». С исполнительницей главной роли — актрисой Шарлоттой Генсбур — побеседовал корреспондент «Огонька»
Вот уже 20 лет кинорежиссер Исмаэль (Матье Амальрик) пытается разгадать тайну исчезновения своей возлюбленной Карлотты (Марион Котийяр). Но время берет свое, и теперь смыслом жизни героя становится Сильвия (Шарлотта Генсбур). Однако Карлотта неожиданно возвращается, и это разрушает хрупкую любовную идиллию. Шарлотта Генсбур играла у Вима Вендерса, Алехандро Гонсалеса Иньярриту и, конечно, у Ларса фон Триера: участие в трех его фильмах принесло актрисе мировую славу, а за роль в «Антихристе» она получила «Пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Она может гордиться и титулом «самой провокационной актрисы» своего поколения. В новом фильме актриса пробует себя в жанре психологической драмы.
— Вы снимаетесь у радикальных, как принято говорить, режиссеров. А чем заинтересовал вас проект Арно Деплешена — режиссера скорее психологического?..
— Ну это давнее мое увлечение (смеется). Еще 17 лет назад я хотела сыграть у него в фильме «Эстер Кан». Но тогда этого сделать не удалось, а мысль поработать с Арно меня не покидала. Год назад я написала ему: нет ли у него для меня роли? Вскоре он позвонил мне в Нью-Йорк (Шарлотта поселилась в Нью-Йорке после гибели сестры Кейт Барри.— «О») и сказал, что только что завершил сценарий и готов обсудить его со мной. С большим волнением я отправилась на прослушивание. Я боялась, что не оправдаю его ожиданий. У фильма оказался многогранный и эмоциональный сюжет. Арно снял две его версии. Французскую версию показали на Каннском кинофестивале. В ней фокус на любовном треугольнике Исмаэля и его женщин.
— Зрители чаще всего ассоциируют актера с каким-то из его лирических образов, сыгранных в фильме; «это он играет себя» — так принято думать даже среди критиков. Насколько ваша Сильвия — это вы? Есть ли схожие черты?
— Я бы сказала, что мы с Сильвией немного похожи. И я, и моя героиня очень стеснительны и немногословны. Таким вряд ли подошел бы образ роковой женщины — соблазнительницу в картине играет Марион Котийяр. Но моя героиня гораздо лучше и добрее меня. Когда я прочитала сценарий, то начала приставать к Арно с вопросами: есть ли у моей героини темные стороны? Может быть, она что-то скрывает или у нее есть собственные сильные переживания? Я совершенно не поняла, почему она с такой легкостью уступает свою любовь вернувшейся из небытия Карлотте — просто молча отходит в сторону и исчезает. Я бы так в жизни никогда не поступила… Ну, может быть, и поступила бы, но по другой причине, не ради того, чтобы таким образом выиграть у соперницы. Просто по натуре я мазохистка и люблю страдать. А Сильвия — она как бы не учится на своих ошибках, она словно идет по одной и той же дороге, например постоянно связывает свою жизнь с женатыми мужчинами, поэтому и остается всегда одна. Такие люди, впрочем, встречаются в реальной жизни. Они обычно принимают жизнь такой, какой она есть. Живут без расчета, сегодняшним мгновением.
— Главный герой картины — время, которое неуловимо и невозвратимо; в этом, кажется, главный урок фильма. А вы-то сами задумывались о коварстве времени, о его тайне?