Россия и мир | Тема номера
Первый звонок
Особенность российского образования в том, что самая консервативная во всем мире система у нас каждый год оказывается на пике перемен. В этом году кроме ранее запланированных изменений (введения госстандартов для дошкольников и инклюзивного образования) был преподнесен совсем неожиданный сюрприз — прямо перед 1 сентября поменяли министра образования и науки. Пока все обсуждают нового министра, «Огонек» постарался понять, чего ждать от Ольги Васильевой. каждая ее фраза вызывает бурное обсуждение, за ними пытаются разглядеть новый курс. Какой теперь будет политика министерства, продолжатся ли проекты, заявленные прежним руководством, каким будут этот учебный год и «поступательная кампания» – 2017? «Огонек» прислушался к первым сигналам, поступившим из Минобрнауки.
1 сентября — всегда старт в новую жизнь для первоклашек и тех, кому предстоит поступать в вузы. Но в этом году — еще и для дошколят и детей с ограниченными возможностями здоровья. Что нужно знать родителям и детям накануне учебного года, выяснял «Огонек».
Про экзамены
Споры по ключевым вопросам образования в последнее время стали тише. Серьезных изменений в новом учебном году не предвидится ни в Основном государственном экзамене для 9-х классов (ОГЭ, раньше ГИА), ни в ЕГЭ, ни в правилах приема в вуз (об особенностях поступательной кампании 2017 года см. выступление замминистра образования Александра Климова «Финансирование вузов не сократится»).
В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по русскому и математике происходит постепенное, эволюционное движение. Убираются ляпы, которых было много в предыдущие годы. Сокращается доля части «А», в которой ученик выбирает один ответ из трех предложенных. И усиливается часть «С» с «открытыми» ответами, где выпускник должен показать умение самостоятельно мыслить, показать свои реальные знания.
Но как раз с самостоятельностью ребят у нас дело обстоит не очень хорошо. Директор московский гимназии № 1811 «Восточное Измайлово» Александр Рывкин говорит: «До части ”С“ на экзамене добираются немногие дети. Увы, школьники не научены самостоятельно находить знания. Я говорил об этом с родителями. Многие из них считают: либо дети не умеют задавать вопросы, выражать свои мысли и не стремятся самостоятельно искать ответы, либо учителя этому не учат».
Как и в прошлом году, ученики 11‑х классов будут писать итоговое сочинение. В Минобрнауки «Огоньку» пояснили, что «для каждого часового пояса России будут разработаны отдельные комплекты тем сочинений, и они появятся в интернете за 15 минут до начала сочинения». Оценка: зачет-незачет. В некоторых вузах за эти сочинения, выложенные в Сети, будут добавлять баллы. Ефим Рачевский, директор Центра образования № 548 «Царицыно», отмечает: «В этом году в МГУ, например, за хорошие сочинения абитуриентам добавляли 10 баллов. Ученики и родители должны учитывать, что сочинение влияет на поступление и к этому надо заранее готовиться».
Очень серьезная проблема с экзаменом по математике. «60 процентов ребят в этом году выбирали на ЕГЭ базовую математику,— рассказывает Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ.— Это значит, что они связывают свою дальнейшую жизнь с гуманитарным, а не с инженерным образованием». Но, подчеркивает Ирина Всеволодовна, во-первых, бюджетные-то места на гуманитарных направлениях сокращаются, а во-вторых, более 600 вузов, которые зарабатывали на гуманитарных дисциплинах, в этом году были лишены аккредитации. Все это надо учитывать уже в сентябре, определяя, к какому уровню математики готовиться в течение года.
Надо понимать: математика сегодня востребована не только в технических вузах. Экономика и менеджмент, социология и психология, информационные технологии и системы связи, структурная лингвистика, когнитивные науки, архитектура и дизайн — эти и многие другие направления, востребованные в современной экономике, основаны на математике. Выбор гораздо шире, чем между физиками и лириками.
«В этом году в МГУ за хорошие сочинения абитуриентам добавляли 10 баллов. Ученики и родители должны готовиться к тому, что сочинение влияет на поступление»
И о экзаменах для тех, кому до поступления в вуз еще далеко. Некоторые школы проводят в 4-м классе «переводные» экзамены. В Министерстве образования и науки подчеркивают, что «это ни в коем случае не может быть аналогом государственной итоговой аттестации. Это не экзамен, а одна из контрольных работ, которые школьники пишут регулярно по различным предметам. Она будет проходить по единым для всех школ правилам. Но от того, как дети напишут, конечно, не должна зависеть их дальнейшая судьба».
О самых маленьких
В декабре 2016 года начинается переход детских садов на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. То есть «дошколка» становится первым уровнем общего образования.
Нет, детей в детском саду не посадят за парты и не заставят полноценно учиться. Директора школ вообще считают, что достаточно, если дошкольник придет к ним, овладев навыком чтения, пусть не беглого, но желательно осмысленного.
Важнее другое. Дошкольные ФГОСы — нового поколения. Они — впервые в истории нашего образования! — основаны на принципах развивающего обучения, делающего ставку на индивидуальность ученика. Добился этого директор Федерального института развития образования Александр Асмолов. В Европе уже давно действует основанная на этих принципах программа «Шаг за шагом». Сейчас и для наших детских садов разработаны похожие программы — «ОткрытиЯ», «Радуга», «Сообщество» и другие. Здесь иные подходы, отличающиеся от традиционной педагогики. Например, программа «ОткрытиЯ» ставит такие задачи, как развитие самостоятельности и инициативности, ответственности и самоконтроля, чувства уверенности в себе и независимого мышления. В центре этих программ — ребенок, который познает мир и себя в нем. Кстати, в этой программе есть раздел для воспитателей: «Как слушать детей и отвечать им».
Внедрение новых ФГОСов — революция в нашем образовании, поворот нашей жесткой школьной системы к детям. Начинается с дошколят, но затем на ФГОСы нового поколения перейдет начальная, средняя и старшая школы.
Конечно, это требует хорошей подготовки педагогов. К сожалению, у нас значительная часть воспитателей в детсадах имеют среднее профессиональное образование (а нередко только общее среднее). Поэтому часто проблемы развития детей перекладываются на школу. А там уже в начальных классах программы более сложные, и условия обучения более жесткие, и дети, которые недополучили в дошкольном возрасте развивающей «зарядки», не справляются и становятся отстающими.
Зона особого внимания
Еще одна новость: с 1 сентября начинает действовать ФГОС инклюзивного образования в начальных классах детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это серьезная проблема и для школ, и для учителей, и для родителей.
За последние годы в России были закрыты около 300 специальных школ для детей с ОВЗ. Два года назад президент Владимир Путин обратил внимание тогдашнего министра образования Дмитрия Ливанова на это обстоятельство: где и как обучать детей, требующих особого внимания педагогов? Понятно, что специальные школы — не лучшее место, особенно для тех ребятишек, которые могут обучаться вместе с обычными школьниками. Поэтому в декабре 2014 года было принято решение о введении инклюзивного обучения, ставшего нормой во всем цивилизованном мире.
Но, как говорят директора школ, все было бы просто, если бы дело касалось только пандусов, лифтов и туалетов для детей-колясочников. Совместное обучение обычных школьников и детей с ОВЗ требует от педагогов изменения методик. Для таких учеников необходимо специально оборудованное место в классе и, в частности, наличие специальной техники. Например, для слабослышащих детей разработана компьютерная программа «Видимая речь». Но она требует, чтобы учитель говорил медленнее и более четко. Есть и другие электронные устройства, которые компенсируют ограниченные возможности детей.
Директора говорят, что школа вполне может подготовиться к тому, что придут дети с ОВЗ. Такой опыт в некоторых школах уже имеется. Но они просят, чтобы родители при записи ребенка в школу сообщали о его особенностях. Многие родители считают это делом семьи и скрывают, например, что у ребенка есть синдром задержки развития или какие-то другие отклонения.