Общество|Наши
Грибы, окуловка, рок-н-ролл
Как маленький райцентр в новгородской области оживляют с помощью рок-н-ролла
«В Окуловке иномарка сбила двух лошадей», «Бобры возвели плотину в Окуловке, что спровоцировало подъем уровня воды и грозит подтоплением нескольким улицам» — такими новостями маленький райцентр в Нижегородской области был знаменит раньше. Сейчас же Окуловка известна чуть ли не как центр российского рок-н-ролла: здесь установили памятник Виктору Цою, в местном клубе проходят концерты Гребенщикова, «Чиж & Co», гитариста «Кино» Юрия Каспаряна с симфоническим оркестром, а осенью ждут Шнура и Бутусова. Местные власти всячески поддерживают эти музыкальные радости, например каждый раз выделяют автобус для доставки зрителей из соседних деревень. Сами окуловцы тоже не теряются — зарабатывают перед концертами, предлагая поклонникам рок-музыки вязаные коврики, поделки из глины и полочки из коряг.
«Почему на мотоцикле?»
«Где Цой, а где Окуловка?» — удивлялись год назад местные жители на открытии памятника музыканту, который никогда не бывал в этих местах. Подходили даже любопытные дачники, прибывавшие на электричке к вокзалу, рядом с которым и был установлен бронзовый лидер группы «Кино». Глава района, устав от этих расспросов, тогда взял слово. «Вот — Цой,— громко объявил он, указывая на памятник,— а вот Окуловка». Это сразу всех успокоило. Кто-то решил, что раз уж тут ходят поезда, то и Цой наверняка мимо проезжал, может быть, даже видел окуловский перрон из окна. Позже появилась версия, которой теперь сам глава Сергей Кузьмин охотно делится: «Якобы много лет назад Цой ехал через Окуловку в Валдайский район к своим знакомым. Остановившись в нашем городе уже поздно вечером, он не смог найти транспорт и ночевал в местном общежитии». Свидетелей этому, конечно, нет. Общежитие тоже не сохранилось. Но что уж точно не вызывает ни у кого сомнения — легендарный музыкант оставил свой след в жизни почти каждого окуловца старше 35 лет. Взять хотя бы самого Кузьмина — у него на телефоне вместо звонка стоит песня Цоя «Перемен». «Как сейчас помню — я курсант Высшей школы МВД, после занятий мы с парнями играем на гитаре, подбираем аккорды к этой песне... Цой — это наша молодость. Как такое забудешь?» Бывший предприниматель, а ныне муниципальный служащий Вадим Плешанов добавляет: «Мы в армии разучивали ”Звезда по имени Солнце“». А бармен-официант местного кафе, 39-летняя Ирина Сергеева, даже помнит, на какой магнитоле слушала Цоя: «Riga110. У меня были все его альбомы, несколько плакатов, журнальные вырезки с фотографиями из фильма ”Игла“. А еще мне очень нравился мальчик Сережа, который был похож на Цоя и тоже играл на гитаре».
Как эти люди могут быть против памятника? Правда, объяснить, почему окуловский Цой выглядит именно так, не могут. Это знает лишь 41-летний скульптор Алексей Благовестнов. Именно он создал поначалу гипсовый памятник «Виктор Цой на мотоцикле», который в 2009 году установили в Питере недалеко от Невского проспекта. Композитор и аранжировщик Вишня, работавший с «Кино», тогда возмущался: «Цой на мотоцикле — это вообще уродство. Где этот Благовестнов видел Цоя на мотоцикле?» А музыкальный журналист Бурлака поддакивал: «Цой на ”Яве“ — это то же самое, что ”Ленин на броневике“». Скульптор оправдывался: «Этот памятник живой, в нем есть энергетика. Мотоцикл — та мощь, та сила, которая способна оторвать Цоя от стены» и рассказывал почему его герой босой: «Это та ахиллесова пята, которую можно ранить, художник — он всегда ранимое существо... на ноги можно наступить и ему будет больно...»
Стоит теперь Цой рядом с железнодорожным мостом на улице Ленина, вызывая у проезжающих одни и те же вопросы: почему на мотоцикле, почему босой, почему в очках, почему в Окуловке?