Россия и мир | Выборы
Голландская рулетка
Ажиотаж перед выборами 15 марта в сенсацию так и не вылился: в этом европейском королевстве опять все спокойно. Но есть два вопроса: что заставило избирателей отвернуться от «голландского Трампа» и насколько универсален этот рецепт?
Трудно даже вспомнить, когда еще выборы членов второй палаты парламента в Королевстве Нидерланды, одной из самых предсказуемых стран ЕС, до такой степени интриговали мировые СМИ. Причина ажиотажа? Эти выборы открыли череду рискованных голосований в Европе, где лидеры популистской ориентации, вдохновленные примером Дональда Трампа, грозили серьезно побороться за власть. Весомая победа правопопулистской Партии свободы Герта Вилдерса в Нидерландах вдохновила бы евроскептиков в ключевых странах ЕС — Франции и ФРГ. Обсуждался также сценарий выхода Нидерландов из Евросоюза и его дальнейший развал.
Карты спутал дипломатический конфликт с Турцией — он грянул 11 марта, за три дня до голосования. Сейчас ясно: если бы премьер Нидерландов Марк Рютте (праволиберальная Народная партия за свободу и демократию) выбрал линию, не устраивающую электорат, это подкосило бы его партию (многие избиратели на тот момент с выбором не определились). Даже соперники понимали: от реакции на действия правительства в той ситуации будет зависеть число набранных голосов.
В общем, как говорил Штирлиц, запоминается последняя фраза, и избиратели, позабыв, а то и вовсе не изучив детали предвыборных программ, могли руководствоваться эмоциями.
Турецкий фактор
Почти все соперники по выборам 15 марта поддержали Марка Рютте. Сплотились не только они: даже СМИ оказались едины в интерпретации событий, которые привели к разногласиям с Турцией. Чем же объясняется единомыслие?
Прежде всего, беспрецедентностью самой ситуации. Анкара, как известно, хотела провести в Нидерландах (и в ряде других стран ЕС) агиткампанию в связи с подготовкой в Турции референдума, на котором президент этой страны Эрдоган хочет добиться расширения полномочий. На счету каждый голос, и, чтобы заручиться поддержкой турок, живущих в ЕС (в Нидерландах их 400 тысяч, из них до 250 тысяч имеют право участвовать в референдуме), президент Эрдоган направил в Роттердам министра иностранных дел Мевлюта Чавушоглу. Нидерланды против информационных мероприятий не возражали, но вели переговоры с Анкарой о наиболее приемлемой форме, которая не вела бы к нарастанию напряженности в предвыборный период.