Россия и мир | Тема номера
Арктический спрос
Освоения крайнему северу не избежать
Человеческая деятельность в Арктике будет развиваться и расширяться. А вот численность постоянно проживающего населения в этом регионе, возможно, и сократится. Ведь ту же добычу нефти и газа можно вести вахтовым методом, что безопаснее и дешевле. Вообще, в Арктике необходимо все хорошо просчитывать, особенно деньги: организация любого проекта здесь сложней и дороже, чем в иных, более комфортных местах.
Попросту говоря, приходя в Арктику, нужно обязательно задаваться вопросом: удастся ли окупить вложенные инвестиции? Одно дело Норильский комбинат, рожденный во времена ГУЛАГа и ставший мощнейшим предприятием в послевоенное время, он себя сегодня оправдывает, как и наш прорывной арктический проект — нефтедобывающая платформа «Приразломная». А вот планируемые проекты — тема отдельного разговора.
Спору нет, Арктика — «стратегический запас» России на будущее. Но в какой мере он будет востребован? Вот в чем вопрос. Пока речь идет о добыче углеводородов на суше, да, будет. Напомню: сегодня львиную долю «сухопутной» нефти дает Ханты-Мансийский АО, газа — Ямало-Ненецкий АО. Но когда запасы на суше истощатся, надо будет переходить на шельф. Морские проекты — в разы дороже. Запасы на шельфе, конечно, гигантские, хотя никто не назовет точной цифры: замечу, к слову, выдающийся геолог, академик Игорь Гранберг был убежден, что весь Северный Ледовитый океан — единый газоносный бассейн. Даже если Гранберг прав, спрос на арктический газ будет высок, пока альтернативная энергетика развита не столь сильно. А дальше? Когда в массовое производство будут запущены, скажем, водородные двигатели?
Накопление ущерба
Затраты на освоение Арктики всегда были немалые и раньше целиком ложились на плечи государства. Сейчас локомотив освоения Арктики — бизнес. Но и раньше, и теперь сохранение природы региона и обеспечение безопасности человека там — важнейшие задачи.
Не случайно сейчас даже отправку научных экспедиций предваряет написание томов по охране труда и окружающей среды, где прописываются действия в любой ситуации. И все ради того, чтобы свести к нулю риски для людей и природы. Они, на мой взгляд, вообще схожи во многом — Человек и Арктика: обе стороны и уязвимы, и агрессивны в своих взаимоотношениях. И все же Арктика чуть уступает человеку: она более ранима и ее раны подчас не заживают. Как правило, по вине человека. Наверное, поэтому технический фактор лично у меня не вызывает сегодня столько опасений, сколько человеческий.