Фехтование как материал для блокбастера

ОгонёкСпорт

«Милые люди Олимпиад не выигрывают»

26 ноября в российский прокат выходит спортивная драма «На острие» — о фехтовании, спортивной конкуренции и силе характера. Насколько вообще наши спортивные фильмы отражают реальность? О том, как из незрелищного вида спорта сделать напряженный блокбастер, размышляет режиссер фильма Эдуард Бордуков.

Беседовала Мария Лащева

Труднее всего в кино про фехтование показать сверхскорости атаки (кадр из фильма «На острие»)

Режиссер Эдуард Бордуков — сам бывший профессиональный спортсмен — уверенно препарирует черно-белый мир большого спорта, где человеческие жизни измеряются либо великими достижениями, либо сокрушительными поражениями. До того как стать режиссером, Бордуков сам профессионально занимался бегом; он — неоднократный чемпион и призер России, финалист чемпионата Европы 2006 года. Затем, после окончания спортивной карьеры, выбор, как признается Эдуард, не отличался разнообразием: «Стать либо тренером, либо спортивным функционером». Однако в итоге Бордуков начал снимать кино. Как соединить на экране две стихии — кино и спорт? Способны ли они вообще ужиться без фантастических преувеличений? Реален ли «спорт», который мы видим на экране? О профессиональных и жанровых особенностях спортивного кино режиссер рассказал в интервью «Огоньку».

«Когда я решил взяться за эту работу,— говорит Эдуард Бордуков,— моей главной целью было найти глобальный сюжет: такую тему, которую мне было бы интересно исследовать, рассказывать в рамках мира фехтования. Задача была снять зрительское кино, интересное не только профессионалам из мира спорта, но и широкому зрителю. Мы нашли такой сюжет, как мне кажется: путь к победе, стремление к большой цели. И еще: на что ты готов пойти ради ее достижения.

— Фехтование для непрофессионала — совершенно не зрелищный вид спорта: когда смотришь соревнования на экране, например, совершенно невозможно почувствовать напряжение, драйв, эмоции…

— Я понимаю вас. С визуальной точки зрения это действительно не такой зрелищный вид спорта, как футбол, хоккей, баскетбол — наша троица легендарная — или как какой-нибудь бокс… Главная проблема в фехтовании — сверхскорости атаки. Ты не видишь, что происходит на дорожке: человеческий глаз просто не может различить, кто кого уколол, как произошла атака. Со стороны мы видим, как два человека, грубо говоря, просто скачут по дорожке — вперед-назад, атака-отскок. А вот что происходит в этот момент между ними — напряжение, борьба воль, решающее мгновение — этого зритель уловить просто не успевает. И в этом была самая большая сложность — снять так, чтобы это было зрелищно.

Еще один аспект — огромная часть работы в фехтовании происходит именно в сознании спортсмена: это сочетание психологизма, считывание соперника, расчет атаки. Фехтование недаром называют «шахматами на дорожке». Но опять же: как это показать на экране?.. Ну и плюс романтический ореол этого вида спорта. Потому что фехтование — это на самом деле один из самых древних видов не то что спорта, но вообще человеческой деятельности. Фехтование, можно сказать, зародилось, когда два человека взяли палки и начали друг с другом драться. Про фехтование как вид спорта нет то что в России, но и в истории мирового кино фильмов совсем немного. Речь идет, конечно, именно про спортивное фехтование, а не про приключения мушкетеров. Сценарий писал я с командой сценаристов больше года. Приезжал на соревнования разного уровня, ходил на тренировки, общался с тренерами, со спортсменами…

Спортивные фильмы часто ругают за то, что они показывают не то, что происходит в реальности, предпочитая зрелищность. Перед вами стояла такая дилемма?

— Ну конечно, это одна из главных задач, которую надо было решить,— сочетание правдоподобия и зрелищности, найти некий компромисс. У нас изначально была установка, чтобы все, что касается спорта, было снято правдоподобно. У нас были инструкторы — профессиональные спортивные фехтовальщики, все спортивные сцены разрабатывались в контакте с ними. Не было такого, знаете — вот мы вначале придумали сцену, а потом приходим к консультантам и уточняем: «А вот так может быть или нет?» За несколько месяцев до съемок начали тренироваться актрисы: Светлана Ходченкова и Стася Милославская. Но, конечно, в сложных моментах вступали дублеры-профессионалы — за несколько месяцев стать профессионалом в фехтовании невозможно. Но на самом деле и они проделали огромную работу. Каждая атака при сьемках просчитывалась, разрабатывалась драматургия боя, буквально каждый удар мы репетировали, снимали многими кадрами, укрупнениями, рапидами. На экране мы видим: ну фехтуют и фехтуют, что в этом бою, что в следующем — примерно так же машут саблями. Непрофессионал отличий не увидит. Однако то, что на экране, это верхушка айсберга по сравнению с огромной предварительной работой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Образцовая запущенность Образцовая запущенность

Чем живет российский моногород в 10 километрах от Норвегии

Огонёк
Шесть «сюрпризов» зимы Шесть «сюрпризов» зимы

Объясняем, как избежать вредного влияния центрального отопления в помещениях

Здоровье
Легенда об айве Легенда об айве

О тонком аромате под толстой шкурой

Огонёк
Кому доверять в нашем сложном мире: полезный гид для тех, кто хочет разбираться в людях Кому доверять в нашем сложном мире: полезный гид для тех, кто хочет разбираться в людях

Иногда обмануться можно очень легко

Playboy
Деньги совершают круг Деньги совершают круг

Зачем банки строят пирамиду репо и почему этого не надо бояться

Эксперт
Правила жизни Роберто Кавалли Правила жизни Роберто Кавалли

Правила жизни основателя бренда Roberto Cavalli

Esquire
Маломощные реакторы спасут мирный атом Маломощные реакторы спасут мирный атом

Репутация – главная проблема атомной энергетики в XXI веке

Популярная механика
«Лернинг ту флай» — невыдуманная история летающего внедорожника «Лернинг ту флай» — невыдуманная история летающего внедорожника

Этот летающий внедорожник звали «Ротабагги»

Maxim
Город в крови Город в крови

Триумф крестоносцев при штурме святого града обернулся кровавой драмой

Дилетант
«Титаны исчезли не только в литературе» «Титаны исчезли не только в литературе»

Леонид Юзефович — о своем новом романе «Филэллин»

Огонёк
Бизнесмен, фигурист: с кем встречалась Ляйсан Утяшева до Павла Воли Бизнесмен, фигурист: с кем встречалась Ляйсан Утяшева до Павла Воли

Пара Ляйсан Утяшевой и Павлы Воли, пожалуй, самая крепкая в нашем шоу-бизнесе

Cosmopolitan
«Политическое государство не может само быть Абсолютом» «Политическое государство не может само быть Абсолютом»

Мы продолжаем нашу ревизию института под названием «государство»

Эксперт
Одна вокруг света. Сколько стоит переправиться через океан Одна вокруг света. Сколько стоит переправиться через океан

97-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко

Forbes
Что почитать о путешествиях, если надоели travel-блоги? Что почитать о путешествиях, если надоели travel-блоги?

Эти произведения — отличный способ проникнуться другими странами

МегаФон Путешествия
Какие пуховики и куртки сильно полнят — 9 моделей, которых лучше избегать Какие пуховики и куртки сильно полнят — 9 моделей, которых лучше избегать

Самые опасные фасоны, фактуры и расцветки пуховиков

Cosmopolitan
Роберт Фальк. Случайная встреча Роберт Фальк. Случайная встреча

Таких черных туч над Фальком не сгущалось даже после возвращения из Парижа

Караван историй
«Услуги концентрации»: как заработать на том, что учишь людей работать «Услуги концентрации»: как заработать на том, что учишь людей работать

Как Молли Сонстенг учит людей концентрации и максимально продуктивной работе

Forbes
Неандертальцев уличили в сильном хвате Неандертальцев уличили в сильном хвате

Антропологи построили 3D-модель кисти неандертальца

N+1
Что такое нейроэстетика, или как наш мозг воспринимает искусство Что такое нейроэстетика, или как наш мозг воспринимает искусство

Оказывается, художники – те же исследователи

GQ
Как вспышка на солнце «объяснила» происхождение заброшенной крепости Как вспышка на солнце «объяснила» происхождение заброшенной крепости

Дендрохронология помогла установить дату строительства древней крепости

Наука и жизнь
«ИИ может злиться и скучать»: Давид Ян о доме с эмоциональным ИИ и сервисе Yva, предсказывающем увольнения сотрудников «ИИ может злиться и скучать»: Давид Ян о доме с эмоциональным ИИ и сервисе Yva, предсказывающем увольнения сотрудников

Давид Ян рассказывает о системе для анализа поведения сотрудников Yva

VC.RU
7 фактов о Леониде Гайдае 7 фактов о Леониде Гайдае

Даже после смерти Леонида Гайдая его фильмы продолжают смешить. Феномен!

Maxim
А не мудак ли я? Мужчина отвечает на претензии XXI века к мужчинам А не мудак ли я? Мужчина отвечает на претензии XXI века к мужчинам

Кто он такой вообще — этот мудак — и как принять, что мудаком можете быть и вы

Esquire
Как открыть свой бизнес: 9 главных шагов для желающих начать свое дело Как открыть свой бизнес: 9 главных шагов для желающих начать свое дело

Подробный гайд для начинающих предпринимателей

Playboy
«Никогда не принимайте важных решений, если в обсуждении не участвует женщина»: уроки от миллиардера Леонарда Лаудера «Никогда не принимайте важных решений, если в обсуждении не участвует женщина»: уроки от миллиардера Леонарда Лаудера

Отрывок из руководства для начинающих предпринимателей Леонарда Лаудера

Forbes
«Причина трагедии — нервный срыв». Что происходит в российской армии «Причина трагедии — нервный срыв». Что происходит в российской армии

Почему в российской армии из года в год происходят нападения на военнослужащих?

СНОБ
Ученые нашли способ сделать бытовую технику компактнее Ученые нашли способ сделать бытовую технику компактнее

Разработка, которая позволит сделать основные компоненты приборов намного меньше

Популярная механика
Новая роскошь Новая роскошь

Как экостиль может быть люксовым

SALON-Interior
«Черкизово». Наследники. Алтай «Черкизово». Наследники. Алтай

Почему Игорь Бабаев отдал весь свой бизнес сыновьям

Forbes
«Женщины слишком эмоциональны и не умеют рисковать». Почему в российском венчуре так мало женщин «Женщины слишком эмоциональны и не умеют рисковать». Почему в российском венчуре так мало женщин

Почему венчур до сих пор остаётся «мужским клубом»?

Inc.
Открыть в приложении