Новая эра. Зачем школе участвовать в развитии цифровой экономики
Из стен школы должен выходить не просто абитуриент вуза, а приспособленный к жизни в цифровом мире гражданин.
Простая зависимость: чем моложе пользователь, тем успешнее можно внедрить цифровые технологии. Сегодняшние школьники используют девайсы чаще и лучше, чем выпускники вузов, не говоря о поколении старше. Но даже это не означает, что владелец смартфона умеет жить «в цифре». Какими же навыками должны овладеть современные школьники и какова роль школы в процессе воспитания инноваторов завтрашнего дня?
Актуальность этой проблемы понимают во всем мире: Европейская комиссия совместно с ЮНЕСКО запустила программу, в которую входит и Россия. После ее пилотного запуска в конце прошлого года Еврокомиссия предложила заинтересованным школам проверить, насколько успешно используются технологические инструменты в образовательном процессе. Ожидается, что к концу 2019 года сервисом воспользуется около миллиона учеников и учителей.
Вклад цифровой экономики в ВВП России сегодня составляет 2,8% — около пятой части ВВП формируют интернет-зависимые рынки. Сами по себе эти цифры уже являются внушительными, но в перспективе ближайшего десятилетия они значительно вырастут. Это значит, что дефицит IT-специалистов, существующий сейчас, будет только расти. По данным экспертов, за эти десять лет российской экономике следует пополниться 2 млн IT-специалистов. Чтобы приблизиться к этой цифре, российским вузам следует увеличить число выпускников «цифровых» специальностей минимум до 100 000 человек в год (на 40 000 больше нынешних показателей).
Школьники новой эры
Кроме новых требований к системе высшего образования по подготовке специалистов, адекватной запросу современного рынка труда, определенные изменения должны произойти и с начальным и средним образованием. Лишь 17% выпускников 9 и 11 классов выбирают IT-специальности. Рост этого показатели можно обеспечить за счет внедрения курсов профориентации и должного внимания школ к той проблеме, что школьники не всегда выбирают свою будущую специальность осознанно и в соответствии с положением вещей в современном мире.
Но цифровая экономика — это не только программисты, которые придумывают новый Uber, но и всеобъемлющее проникновение технологий в те сферы, которые отнести к цифровым сегодня кажется странным. Около 40% населения страны должна обладать цифровыми навыками вне зависимости от выбранной специальности. Если утрировать, то даже фермер должен понимать основы IT, чтобы уметь обходиться с технологичными инструментами, необходимыми для дойки и работы с сельхозтехникой.
Фундаментальные знания — то, что должна закладывать школа. Вместе с последним звонком современное общество должно не просто получать абитуриента вуза, но, сколь бы громко это ни звучало, гражданина, который обладал бы всеми необходимыми знаниями для жизни в этом обществе. Школа, кроме русского языка, математики и химии, должна учить и социальной грамотности, и финансовой. И коль скоро наш мир безоговорочно встал на рельсы цифровизации — готовить грамотного пользователя. В обратном случае мы можем получить поколение тех, кто не способен функционировать в обществе. И мало того что это может привести к масштабным социальным последствиям, но и поставить под угрозу переход на цифровую экономику.
Под грамотным пользователем следует представлять того, кто умеет правильно вести себя в цифровом пространстве, использовать максимум инструментов, которые предлагает цифра, и не нарушает базовых принципов безопасности. То, как построена эта подготовка, вызывает ряд вопросов, которые хотелось бы сформулировать.