Какими были женские образы век назад, кем были отрицательные героини пропаганды?

ForbesРепортаж

Не только метростроевка с отбойным молотком: какими были образы советских женщин

Мария Михантьева

Плакат "Работницы! Берите винтовку". Бродаты А. 1920. (Фото DR)

Надежда Плунгян — искусствовед, автор книги «Рождение советской женщины. Работница, крестьянка, летчица, «бывшая» и другие в искусстве 1917–1939 годов». Редактор Forbes Woman Мария Михантьева поговорила с ней о том, какими были женские образы век назад, кем были отрицательные героини пропаганды, почему нагота в искусстве чаще всего была мужской и как за 100 лет изменились эмоции.

Надежда Плунгян — кандидат искусствоведения, историк искусства, независимый куратор, критик, автор книг и статей по советскому и современному искусству. До 2019 года старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, затем преподаватель Школы исторических наук НИУ ВШЭ. Книга «Рождение советской женщины. Работница, крестьянка, летчица, «бывшая» и другие в искусстве 1917–1939 годов» посвящена разным типам «новой женщины», которые советская власть конструировала в 1920-е годы.

— Советская власть вроде бы освобождала женщину от патриархата, но при этом смотрела на нее сверху вниз. Складывается ощущение, что советскую женщину все время кто-то поучал — или мужчина, или другая женщина, которая достигла большего в плане социалистической сознательности (например, пролетарка поучает крестьянку). Были ли среди огромного числа сюжетов — возьмем агитационные — такие, когда женщина изображалась как человек, который не просто что-то делает на благо общего дела, но и сама ставит цели? И были ли в публичном поле пространства, где коммуникация с участием женщин была горизонтальной, без взгляда сверху вниз?

— Тут вопрос, скорее, не в гендере, а в политической рамке. Советская агитация вообще вся устроена вертикальным образом. Агитируемый, как и агитирующий, должен себя с кем-то отождествить — это бинарная схема, где всегда есть два персонажа. Думаю, когда люди ищут признаки «горизонтальности» в советском искусстве 1930-х, они слишком ожидают от людей той эпохи соответствия современным нормам или ценностям. Но ведь мы имеем дело с модернизмом как художественной, политической и социальной системой, которая в целом асимметрична. Не стоит забывать, что раннесоветский модернизм не был вещью в себе, он находился в острой полемике с XIX веком и не случайно выделил из всей массы его субъектов самых малозначительных, самых униженных героинь — работницу и крестьянку, сделав их главными действующими лицами. Мы чаще воспринимаем эти типажи как данность, но они долгое время были очень новыми.

Конечно, существовали пространства, где советская женщина оказывается свободна от партии и рассказывает нам о себе от первого лица. Это пространства искусства и литературы. В моей книге есть глава об автопортретах художниц, которые родились в Российской империи, но в 1930-е переопределяют себя, используя свой художественный язык и историческое понимание времени в котором они находятся.

Что дала Октябрьская революция работнице и крестьянке. 1920. (Фото МО «Музей Москвы»)

— Кажется, что эта иерархия в меньшей степени присутствует в женских журналах — «Работнице», «Крестьянке». Вы описываете их обложки, на которые часто были вынесены портреты читательниц — если присмотреться, там самые разные типажи, смонтированные в коллаж. Выглядит довольно радикально.

— Да, модернизм по определению радикален. Основа его формы — монтаж, динамичное столкновение разных явлений и социальных пластов, которое должно ускорить бег времени.

Мне, конечно, больше всего симпатичны ранние обложки года до 1935-го, но и остальные очень интересны. Пока писала книгу, я уже из эстетического озорства купила себе несколько поздних подшивок «Работницы» и благодаря им по-настоящему погрузилась в 1950-е, все-таки это недооцененный художественный пласт. Не говоря уже о 1980-х — в женских партийных журналах тех лет тоже очень оригинальные обложки и любопытные «программные типажи», которые интересно сравнивать с какой-нибудь принцессой Дианой и другими западными иконами стиля. Но 1930-е годы мы все еще знаем хуже, поэтому в книге я решила остановиться на них.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что мешает достичь цели: 7 ловушек мышления — исключите перфекционизм и трудоголизм Что мешает достичь цели: 7 ловушек мышления — исключите перфекционизм и трудоголизм

Почему, несмотря на все усилия, мы не можем добиться успеха?

Psychologies
Миома и саркома матки: что нужно знать об этих заболеваниях каждой женщине? Миома и саркома матки: что нужно знать об этих заболеваниях каждой женщине?

Миома матки: симптомы заболевания, диагностика и факторы риска

Psychologies
У Tyrannosaurus rex были уникально устроены ноги: они позволяли быстро ускоряться и долго бежать У Tyrannosaurus rex были уникально устроены ноги: они позволяли быстро ускоряться и долго бежать

Тираннозавры могли ускоряться и пробегать на высокой скорости большие расстояния

ТехИнсайдер
Не романтика, а пытка: 4 причины, по которым ты бы убежала в ужасе с бала в Зимнем дворце Не романтика, а пытка: 4 причины, по которым ты бы убежала в ужасе с бала в Зимнем дворце

Думаешь, русские аристократки мечтали о балах?

VOICE
«Не верь глазам своим» «Не верь глазам своим»

Порой даже через десятилетия картина продолжает жить с неверным названием

Дилетант
Невероятные факты об утконосах. Вы поразитесь! Невероятные факты об утконосах. Вы поразитесь!

Утконосы не только причудливо выглядят, но и живут не самую очевидную жизнь

ТехИнсайдер
Девочка, которая в 10 лет стала серийной убийцей: жуткая история Мэри Белл Девочка, которая в 10 лет стала серийной убийцей: жуткая история Мэри Белл

Мэри Флора Белл появилась на свет в 1957 году в бедном районе Ньюкасла

VOICE
Как пережить череду новогодних вечеринок без потерь для внешности Как пережить череду новогодних вечеринок без потерь для внешности

Как не "потерять" лицо в череде новогодних вечеринок?

VOICE
Трагическая смерть и удивительное воскрешение: почему Тим Бертон — большой художник Трагическая смерть и удивительное воскрешение: почему Тим Бертон — большой художник

Разбираемся в удивительной фильмографии Тима Бертона

Правила жизни
Истина — в спорах Истина — в спорах

Что делать, когда руководителей двое?

Bones
Как скопировать фотографии со смартфона на компьютер Как скопировать фотографии со смартфона на компьютер

Способы копирования или переноса фотографий с телефона на компьютер

CHIP
Жена и мать репрессированных. Учитель поэтов. Факты об Анне Ахматовой Жена и мать репрессированных. Учитель поэтов. Факты об Анне Ахматовой

Чего вы не знали об Анне Ахматовой?

ТехИнсайдер
Елки-моталки Елки-моталки

Как остановить предновогоднюю гонку и получить удовольствие от праздника

Лиза
Владимир Слипенькин — о том, как сегодня развиваются предприятия в Московской области Владимир Слипенькин — о том, как сегодня развиваются предприятия в Московской области

О новом витке развития инфраструктуры и производств

СНОБ
«По сравнению со мной Чикатило — цыпленок»: история «экспресс-маньяка» Владимира Муханкина «По сравнению со мной Чикатило — цыпленок»: история «экспресс-маньяка» Владимира Муханкина

Владимир Муханкин называл себя учеником Чикатило

VOICE
Часы вместо компаса Часы вместо компаса

Показываемое часами время связано с положением Солнца

Наука и жизнь
Физики на квантовом компьютере наблюдали поведение червоточины в пространстве-времени Физики на квантовом компьютере наблюдали поведение червоточины в пространстве-времени

Как ведет себя червоточина?

ТехИнсайдер
Креветки Креветки

Креветки: нежный вкус и низкое содержание жиров

Здоровье
Встречают по одежке… и провожают тоже: что такое фейсизм и чем он опасен Встречают по одежке… и провожают тоже: что такое фейсизм и чем он опасен

Можно ли выносить суждения о людях лишь по их лицам?

Psychologies
В гостях у сказки В гостях у сказки

Какие Деды Морозы живут в России

Лиза
Мария Смольникова: Мария Смольникова:

Многие поначалу были просто ошарашены новым театральным языком

Коллекция. Караван историй
«Мы проспали 2021 год»: глава «Кухни на районе» о кризисе в бизнесе и выходе в офлайн «Мы проспали 2021 год»: глава «Кухни на районе» о кризисе в бизнесе и выходе в офлайн

Глава «Кухни на районе» — что компании пришлось сделать, чтобы выстоять

Forbes
Бластер для взрослых, мясо из биореактора и летающая доска: самые интересные технологические новинки уходящего года Бластер для взрослых, мясо из биореактора и летающая доска: самые интересные технологические новинки уходящего года

В конце этого года изобретатели смогли выпустить много новых девайсов

ТехИнсайдер
«Озорные частушки» Родиона Щедрина как эталонный комический балет «Озорные частушки» Родиона Щедрина как эталонный комический балет

Как появились комические балеты, чем они прославились

Forbes
Последний пшик моды Последний пшик моды

Одежда из баллончика, распыляемая прямо на тело, больше не фантастика

ТехИнсайдер
Трауготы Трауготы

Александр Траугот и его жена Элизабет превратили мастерскую в дом культуры

Собака.ru
Отрывок из романа Дженнифер Сэйнт «Ариадна» Отрывок из романа Дженнифер Сэйнт «Ариадна»

Отрывок из страстного романа, рассказанного героинями греческих мифов

СНОБ
Бананология Бананология

Физика, химия, генетика и математика на примере банана

ТехИнсайдер
От Дашковой до Ковалевской: как женщины преподавали и занимались наукой От Дашковой до Ковалевской: как женщины преподавали и занимались наукой

Историк науки Ольга Валькова — как были связаны научная карьера и брак

Forbes
Коты и годы Коты и годы

«Без солнца»: история как последовательность монтажных склеек

Weekend
Открыть в приложении