Модель бога: что мы узнаем о Пелевине из нового документального фильма о его жизни
В день рождения самого закрытого российского писателя Виктора Пелевина, 22 ноября, онлайн-кинотеатр KION и кинокомпания «Амурские волны» выпускают документальный фильм журналиста Родиона Чепеля «Пелевин». Литературный обозреватель Forbes Life Наталья Ломыкина рассказывает, что удалось узнать создателям картины и почему в итоге все неминуемо свелось к тексту.
К своему 60-летию Виктор Пелевин пришел не просто культовым писателем, чьи романы выходят каждый год стотысячными тиражами, он создал вокруг себя миф и сам стал легендой. Последние двадцать лет Пелевин не появлялся на публике, не давал даже письменных интервью, не комментировал слухи о себе иначе, чем в текстах своих романов.
В фильме «Пелевин» петербуржский репортер Родион Чепель, автор документальной картины «Дуров», задается тремя вопросами: «Почему он исчез? Как ему это удалось? И кто он вообще такой, этот самый известный и самый загадочный русский писатель?»
Надо отдать должное Чепелю, вопросы он ставит реальные и последовательно старается на них ответить. Никаких невыполнимых обещаний показать настоящего Пелевина в фильме нет, а вот неизвестные прежде фотографии, которые на данный момент можно считать последними фотодоказательствами существования писателя, есть.
Журналист изучил архивы, поработал с базами данных, почитал ранние работы прозаика и поговорил с людьми, которые хорошо знали Виктора Пелевина лично. Нельзя сказать, что раньше никто этого не проделывал. Десять лет назад, когда в окололитературных кругах впервые заговорили о том, что, возможно, никакого Пелевина не существует, а романы за него пишет группа редакторов и искусственный интеллект, подобный документальный фильм «Писатель П. Попытка идентификации» снял к пятидесятилетию писателя режиссер Борис Караджев.
Руководитель документальной мастерской ВГИКа пошел как раз таким путем — поговорил с людьми, лично знавшими Виктора Пелевина, его одноклассниками, однокурсниками, преподавателями, коллегами-писателями и критиками. Некоторые из них — например, футуролог и IT-разработчик Сергей Москалев — друг Пелевина с юности, литинститутский товарищ Виктор Куллэ или китаист Бронислав Виногродский, с которым Пелевин впервые поехал в Китай по буддийским и даосским монастырям, — появляются и в фильме Родиона Чепеля, причем рассказывают те же самые истории (что неудивительно, новых у них за десять лет не появилось, они Пелевина и сами больше не видели).