«Процесс переобучения в нашей отрасли бесконечный»
Руководитель департамента интегрированных коммуникаций Высшей школы экономики и председатель совета директоров коммуникационного агентства КРОС Сергей Зверев рассказал, почему в России, с одной стороны, есть сфера коммуникаций, а с другой стороны — ее нет, как вузы обучают специалистов для этой отрасли.
В каком состоянии сегодня находится образование в сфере коммуникаций в России?
— В России не только с образованием в сфере коммуникаций, но и с самой этой сферой сложилась интересная ситуация. С одной стороны, коммуникации — это одно из самых востребованных направлений подготовки в стране. А с другой — такого сформировавшегося и четко структурированного направления подготовки, как коммуникации, в российских образовательных учреждениях нет. Мы сегодня обучаем наших студентов навыкам коммуникаций в рамках различных направлений подготовки: «реклама с общественностью», «медиакоммуникации», «журналистика» и так далее. Но отдельной группы направлений подготовки, звучащей именно как «коммуникации», нет. В отрасли мы наблюдаем такой же парадокс: с одной стороны, это достаточно большая и динамично развивающаяся сфера деятельности десятков тысяч людей а с другой — коммуникации как отрасли по большому счету не существует. Например, нет ОКВЭДов, которые бы показывали, что та или иная компания работает в сфере коммуникаций. Мы это почувствовали в период пандемии, когда не могли даже рассчитывать на правительственную поддержку. Только в 2020 году, по инициативе нескольких ассоциаций под эгидой Общественной палаты РФ был создан координационный совет коммуникационной индустрии, который пытается собрать коммуникационную отрасль и наладить диалог с правительством, чтобы там нас услышали и увидели.
— Насколько при этом востребовано такое образование?
— Сегодня только по специализации «Реклама и связи с общественностью» обучают в более чем 270 вузах страны и существует 282 образовательные программы. А еще есть академические программы по другим направлениям — например, маркетингу, медиакоммуникациям. Так что это один из самых активно выбираемых образовательных треков.
Это направление помимо гуманитарного образования дает soft skills (компетенции, важные для карьеры, но не относящиеся к профессиональным знаниям). Человек учится работать в команде, развивает критическое мышление, умение задавать вопросы, работать с данными, слушать и слышать. Студент получает хороший сплав критического и креативного мышления, что очень помогает выживать и преуспевать в современных реалиях.