О чём пишут научно-популярные журналы мира
Животные — предсказатели землетрясения
Максим Горький, пребывание которого на острове Капри в 1908 году совпало со знаменитым Мессинским землетрясением, со слов местных жителей записал, что из некоторых домов за неделю до катастрофы стали убегать крысы. А минут за десять до ночного удара стихии в одном доме кошка словно взбесилась, бросалась на стену, мяукала и царапалась. Служанка проснулась, взяла свечку и пошла успокоить животное — и в этот самый момент её застигло землетрясение.
О том, что животные заранее, иногда за несколько дней до землетрясения, предчувствуют его, писали ещё древнегреческие философы. Современная наука в основном относится к таким сведениям скептически, ведь их трудно проверить, особенно потому, что мы сами предсказывать землетрясения не умеем, и пойди пойми, отчего бесится кошка или собака. Но, например, в Китае к таким «прогнозам» внимательны. Так, в 1975 году, основываясь на странном поведении животных, власти эвакуировали миллионный город Хайчэн за несколько дней до катастрофы. Правда, на это решение повлияли и данные сейсмографов.
В конце ХХ века после сильных землетрясений в Калифорнии (США), Греции и Турции тоже многие спасшиеся сообщали о странном поведении кошек, собак и даже попугаев и канареек в клетках. Но сейсмологи склонны думать, что это чисто психологический эффект: пережившие катастрофу роются в памяти и напрягают воображение, стараясь найти какие-то предвестники случившегося. Если бы ничего не произошло, никто бы и не вспомнил, как вчера или позавчера вели себя домашние питомцы.
Разобраться в этой проблеме решила международная группа учёных. Они отправились в сейсмически активную область на севере Италии и в хозяйстве одного фермера укрепили датчики движения на ошейниках шести коров, пяти овец и двух собак. Всем этим подопытным ранее уже приходилось переживать подземные толчки существенной силы. Датчик в ошейнике посылает сведения о движении особи каждые 3 минуты в центральный компьютер, который поднимает тревогу, если активность животного необычно повышена в течение 45 минут. Запись результатов продолжалась несколько месяцев, и за этот срок сейсмографы отметили 12 толчков в 4 балла и выше по шкале Рихтера, а также тысячи слабых. Сказались ли удары стихии за это время на поведении подопытных? Чтобы избежать неверных интерпретаций, авторы сначала отметили на записях любое необычное двигательное поведение животных, а уж потом сопоставили его сроки с данными сейсмографов.
Для того чтобы поведение животных можно было бы использовать как систему раннего предупреждения, они должны выдавать реакцию до начала землетрясения, и реакция должна быть тем сильнее, чем ближе его очаг. Результат: животные заранее реагировали на 8 из 9 существенных землетрясений, случившихся за время эксперимента. Заметная реакция у них наступает в срок до 20 часов перед подземными толчками. Чем ближе эпицентр надвигающегося землетрясения, тем раньше изменяется поведение животных. Коллектив чувствительнее изолированных особей. Наиболее чувствительны собаки, коровы на втором месте, овцы — слабые прогнозисты, но легко заражаются беспокойством от собак. Острее реагируют на приближение катастрофы те животные, которые находятся в помещении, а не на свободе.
В одном из конкретных случаев животные забеспокоились за 3 часа до начала толчков. Как они чувствуют приближающуюся угрозу — неизвестно. Авторы работы повторяют имевшиеся и до них гипотезы: либо по повышению ионизации воздуха, либо по появлению в воздухе газов, выделяющихся из почвы перед толчками. Для того чтобы собрать обширный экспериментальный материал, нужно время и большие коллективы подопытных в разных сейсмоопасных зонах Земли.