Идеи вечной жизни, молодости и излечения от всех болезней не умерли

Наука и жизньНаука

Философский камень, или немного sapientia ex cupro

Доктор химии Андрей Вакулка, Институт Йожефа Штефана (Любляна, Словения)

0:00 /
1317.094

Термин «философский камень», или Lapis Рhilosophorum, пришёл к нам из времён, когда химия как наука ещё не сформировалась. Существовали лишь практические знания, связанные с приготовлением лекарств, ядов, красок и т. д. В средневековье многие врачи и алхимики были поглощены поисками секретов вечной жизни, вечной молодости и источника бесконечного обогащения. Однако постепенно начали зарождаться истинно научные подходы к поиску знаний. Одним из символов такого «фазового перехода» стал опубликованный в 1661 году труд «Скептичный химик» ирландского натурфилософа Роберта Бойля. Главная идея произведения состоит в отрицании учения Аристотеля о «четырёх элементах» и толковании атомистического учения. В более позднее время британский физик и математик Клерк Максвелл говорил следующее: «Большой шаг вперёд был сделан в науке тогда, когда люди убедились, что для понимания природы вещей они должны начать не с вопроса о том, хороша ли вещь или плоха, вредна или полезна, но с вопроса о том, какого она рода и сколь много её имеется».

В современной химии, казалось бы, царит прагматический подход и нет места новым философским камням. Тем не менее идеи вечной жизни, молодости и излечения от всех болезней не умерли. Ведь мы продолжаем искать лекарства от страшных болезней: разнообразных видов рака, СПИДа и т. д. Мы также пытаемся любой ценой продлить свою жизнь, стать богаче и счастливее. И если «голубые мечты» человечества относятся скорее к полю деятельности психологов, то лечение болезней всё же ближе к химии.

Надежду решить некоторые медицинские проблемы даёт нам один из семи металлов, с которыми человек познакомился задолго до появления естественных наук. Этот металл — медь. Какие целебные свойства скрывают медь и её химические соединения? Какую мудрость — «sapientia ex cupro» — мы можем почерпнуть из этого источника?

Один из первых фунгицидов

Многим знакомо название «бордоская жидкость». По крайней мере те, кто занимается садоводством, должны знать состав и способы применения этого средства от грибковых заболеваний культурных растений (фунгицида). В XIX веке французский химик Жозеф Луи Пруст очень странным образом удовлетворил просьбу виноградарей о средстве от воров винограда (подробнее об этом можно прочитать в книге Романа Потапова «Химия, изменившая мир». — М., 2018.). Он предложил опрыскивать виноград смесью медного купороса и извести. Результат якобы напоминал поражение винограда плесенью, и такие ягоды никто не хотел воровать. Такова легенда.

Жозеф Луи Пруст (1754—1826), изобретатель бордоской смеси. Иллюстрация: Wikimedia Commons/PD.

Позже, в 1882 году, данный рецепт взял на вооружение французский ботаник Пьер Мильярде. Оказалось, что смесь препятствует развитию грибковых заболеваний винограда. К этому времени в Европу проникли как минимум два заболевания, поражающие виноград: милдью (ложная мучнистая роса) и мучнистая роса винограда, или пепелица виноградная. В случае мучнистой росы растение поражается грибком Uncinula necator. Заболевание проявляет себя как белый налёт на листьях, побегах, стеблях. Впервые возбудителя заболевания (унцинулу) классифицировал Льюис Дэвид Швейниц в Соединённых Штатах, опубликовав в 1834 году сообщение*.

* Schweinitz L. D. Synopsis Fungorum in America Boreali media degentium // Transactions of the American Philosophical Society, 1834. Vol. 4, num. 2. — P. 141—316.

Позже болезнь попала в Европу (впервые обнаружена в Великобритании в 1845 году) вместе с завезёнными из Северной Америки саженцами дикого винограда.

Заболевание милдью внешне напоминает мучнистую росу, однако вызывается возбудителем Plasmopara viticola. Причину возникновения милдью впервые указал в 1876 году Уильям Джилсон Ферлоу, он отнёс возбудитель к типу Peronospora viticola. Самое интересное, что оомицеты, вызывающие милдью, были ранее выделены опять-таки Швейницем и классифицированы как Botrytis cana. В 1848 году Майлз Джозеф Беркли и Мозес Эшли Кёртис переклассифицировали их как B. Viticola, и только в 1886 году Йозеф Шретер чётко разделил грибы Peronospora на Peronospora и Plasmopara. Окончательное название Plasmopara viticola предложили в 1888 году Августо Наполеоне Берлезе и Джованни Баттиста Де Тони. В Европе грибок P. viticola впервые обнаружен в 1878 году и, очевидно, также был завезён вместе с саженцами дикого винограда для восстановления французских виноградников, поражённых виноградной филлоксерой Dactylosphaera vitifoliae.

Возвращаясь к борьбе с американскими грибками, зададимся вопросом, действительно ли Пруст хотел сымитировать плесень с помощью смеси купороса и извести? Выглядит достаточно странно. Возможно ли альтернативное мнение? Пруст, как достаточно образованный химик, мог знать об антисептических свойствах меди. Ещё до появления концепции микроорганизмов как причины заболеваний было известно, что качество воды, сберегаемой в медных сосудах, значительно выше. Таким образом, виноградари Франции могли заказать Прусту средство не от воришек, а от заболеваний винограда, и Пруст решил проблему, выбрав соединение металла, известного ему как хороший антисептик. Далее эстафету принял Мильярде, и впоследствии история обросла рассказами о воровстве винограда. Так это было или нет, уже, наверное, и не важно. Важно, что таким образом медная соль вошла в состав одного из первых фунгицидов. Хотя ради справедливости нужно сказать, что в этом качестве использовали также элементарную серу и её соединения, легко разлагаемые до элементарной серы. И ещё один интересный факт: бордоская жидкость не очень хорошо смачивала листья винограда, и виноградари Франции придумали добавлять к ней мыло или соду — так появилась бургундская смесь.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Хищные скорпионницы мелового периода Хищные скорпионницы мелового периода

Результаты новой экспедиции на Хасуртый для сбора ископаемых насекомых

Наука и жизнь
С меня хватит С меня хватит

Андрей Подшибякин о ярости, пределе терпения и Джокере

GQ
Перед большим полётом Перед большим полётом

Совсем недавно орнитолог Григорий Ерёмкин пригласил меня в гости к журавлям

Наука и жизнь
Инофизики и инолирики. Почему иностранных агентов становится все больше — и не только в России Инофизики и инолирики. Почему иностранных агентов становится все больше — и не только в России

Госдума продолжает отгораживать россиян от разлагающего влияния из-за рубежа

СНОБ
Микробы от похмелья Микробы от похмелья

Бактерии, которые способны утилизировать алкогольный токсин в кишечнике

Популярная механика
«Я умею побеждать и бюррократию, и коррупцию»: как помощник президента Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова меняет жизнь республики «Я умею побеждать и бюррократию, и коррупцию»: как помощник президента Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова меняет жизнь республики

Кто стоит за «урбанистической революцией» в Татарстане?

Forbes
То ли волк, то ли собака То ли волк, то ли собака

Откуда появляются волкособаки?

Наука и жизнь
Гусь хрустальный Гусь хрустальный

Куратор Нина Гомиашвили делится новогодними рецептами

Tatler
Иттербий и твердотельные лазеры Иттербий и твердотельные лазеры

Что привлекает химиков на небольшом острове Ресарё?

Наука и жизнь
Приложение вместо инспектора: как правильно и быстро оформить ДТП Приложение вместо инспектора: как правильно и быстро оформить ДТП

В России заработало новое мобильное приложение «Помощник ОСАГО»

РБК
Борьба с «врагами народа» Борьба с «врагами народа»

От древнеримских проскрипций до наших дней

Наука и жизнь
Чарли и музыкальная фабрика Чарли и музыкальная фабрика

Charli XCX — это поп-музыка будущего

Vogue
Советский модернизм Советский модернизм

Вспоминая архитектурную «перестройку»

Наука и жизнь
Святая простота Святая простота

Джетсеттер Лорен Санто-Доминго устроила островок своего счастливого детства

Tatler
Куда плывёт плаун? Куда плывёт плаун?

Как растения образуют «ведьмин круг»?

Наука и жизнь
Русские ереси Русские ереси

На Руси также были те, кого церковь не желала считать истинно верующими

Дилетант
Вселенная известная и неизвестная Вселенная известная и неизвестная

Некоторые вопросы об устройстве Вселенной уже имеют ответы

Наука и жизнь
«Как волонтёр помогаю худеть другим» «Как волонтёр помогаю худеть другим»

Похудев, она решила поделиться уникальными знаниями, которые получила

Худеем правильно
Операция «Поимка» Операция «Поимка»

Пётр I хотел во что бы то ни стало вернуть сбежавшего из России сына

Дилетант
Ирина Ефимова: «Я хочу работать в кругу больших профессионалов» Ирина Ефимова: «Я хочу работать в кругу больших профессионалов»

Рост среди российских предпринимателей и бизнес-вумен набирает обороты

Cosmopolitan
Переговоры между военными делегациями КНДР и Республики Корея Переговоры между военными делегациями КНДР и Республики Корея

Пханмунчжом, 1983 год

Дилетант
Еда без зрелищ Еда без зрелищ

А вы тоже не расстаетесь с телефоном во время еды?

Худеем правильно
Охота на Лисовую Охота на Лисовую

Мария Лисовая олицетворяет красоту землян в блокбастере «Вратарь Галактики»

Maxim
Основная практика Основная практика

Брутальный экоинтерьер с элементами лофта

AD
Ирина Турчинская: «Тело – инструмент, который можно совершенствовать» Ирина Турчинская: «Тело – инструмент, который можно совершенствовать»

Ирина Турчинская – одна из самых востребованных фитнес-тренеров

Худеем правильно
Тимоти Шаламе: «Главное – оставаться самим собой» Тимоти Шаламе: «Главное – оставаться самим собой»

Тимоти Шаламе – о взрослении, актерских принципах и ностальгии

Cosmopolitan
Дмитрий Иванов: «Развод предсказала астролог Лолы!» Дмитрий Иванов: «Развод предсказала астролог Лолы!»

Бывший муж Лолиты представил свою версию расставания с певицей

StarHit
Лиза Ко Лиза Ко

Фрагмент из первой главы романа «Беспокойные» Лизы Ко

Esquire
Мы делили апельсин: какую пользу обществу несет фудшеринг Мы делили апельсин: какую пользу обществу несет фудшеринг

Приобретая еду со скидкой, люди ощущают себя борцами за экологию

РБК
«Дикинсон» vs Дикинсон: что мы не узнаем о великой американской поэтессе из нового сериала «Дикинсон» vs Дикинсон: что мы не узнаем о великой американской поэтессе из нового сериала

Новый комедийный сериал рассказывает о юности великой поэтессы Эмили Дикинсон

Esquire
Открыть в приложении