Вспоминая архитектурную «перестройку»

Наука и жизньИстория

Советский модернизм

Вспоминая архитектурную «перестройку»

Доктор архитектуры Феликс Новиков, профессор

Фото Андрея Лисинского.

Государственный музей архитектуры имени В. А. Щусева готовит к выпуску книгу-исследование «Пионеры советского модернизма» — послесловие к одноимённой выставке, проходившей в музее летом этого года. В аннотации к книге говорится:

«Советская архитектура дважды пережила смену вех. Впервые это случилось в начале 1930-х годов, когда волна авангардных исканий была направлена в русло традиционалистского формообразования. Второй раз — в середине 1950-х годов, когда, в свою очередь, идеализация исторического прошлого была яростно разоблачена. Архитектурное творчество потеряло своё место среди великих искусств, но вместе с тем оно и лишилось жёсткого идеологического контроля. Отечественная архитектура получила шанс найти себя в мировом контексте. Перед советскими зодчими встала проблема создания нового языка социалистической архитектуры. Качественный скачок был сделан на рубеже 1960-х годов.

Термин “архитектурный модернизм” уже достаточно прочно закрепился в публикациях по истории отечественной архитектуры. Наряду с авангардом начала ХХ века* к нему относят архитектурные постройки огромного временнóго отрезка, начиная с середины 1950-х годов и заканчивая концом ХХ века. Это явление в отечественном искусствознании до сих пор недооценено и недостаточно изучено, несмотря на то, что в его рамках были рождены подлинные архитектурные шедевры…»

* Разговор о нём шёл в статье «Красные стулья», см. «Наука и жизнь» № 3, 2018 г.

Журналу «Наука и жизнь» авторы-составители книги предоставили статью одного из пионеров советского модернизма, академика Международной академии архитектуры Феликса Ароновича Новикова, написанную для их книги, но адресованную явно не только специалистам. Редакция предлагает вниманию читателей фрагмент этой статьи, ограничив повествование некоторыми важнейшими проектами знаменательных 1960-х годов.

14 марта 1954 года в Москве открылась станция метро «Краснопресненская» — первая самостоятельная постройка творческой команды четверых однокурсников. Мы, члены этой команды — молодые архитекторы Виктор Егерев, Михаил Константинов, Игорь Покровский и я, были искренне убеждены в том, что будем работать в классическом духе до конца своих дней. Но не прошло и девяти месяцев, как всё повернулось на сто восемьдесят градусов.

7 декабря 1954 года новый лидер страны, Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв, собрав в Кремле Всесоюзное совещание строителей, произнёс речь, не оставившую камня на камне от всего наследия «сталинской эпохи». Критика была жёсткой и беспощадной. Называя имена ведущих мастеров советской архитектуры, Хрущёв то и дело использовал прилагательное «дорогой», подразумевая цену построек. Профессиональное архитектурное сообщество в одночасье лишилось всех выразительных архитектурных средств, которыми привыкло пользоваться: колонн, капителей, арок, карнизов...

Через год всесоюзную Академию архитектуры заменила Академия строительства и архитектуры СССР с президентом-строителем во главе. В названиях профессиональных журналов слово «строительство» тоже встало впереди слова «архитектура». Это означало, что главным назначался строитель.

Архитекторов же в буквальном смысле пригвоздили к позорному столбу. Деяния их были признаны «излишеством», они сами — «расточителями народных денег» во имя создания «памятников себе». Дошло до того, что архитекторы стали объектом эстрадных шуток. Но это ещё полбеды. Беда состояла в том, что советская архитектура оказалась в тупике. Лидер требовал решительной «перестройки». Мы тогда впервые услышали это слово. Но, провозгласив: «Здания должны иметь привлекательный внешний вид», он не сказал, чем это достигается. И тогда комиссии, состоявшие из строительных боссов, приступили к пересмотру всех проектов. Уменьшались выносы карнизов, с капителей слетали акантовые листья, и тут же подсчитывалась достигнутая экономия. Молодые архитекторы воспринимали это без всякого энтузиазма. А как могло быть иначе, если меня шесть лет воспитывали в духе традиций и ещё четыре года я не без успеха выступал на этом поприще.

Вскоре после того памятного совещания руководящих деятелей архитектуры командировали за рубеж: главный архитектор Москвы А. В. Власов отправился в США, первый секретарь Союза архитекторов СССР П. В. Абросимов — в Италию, а назначенный новым главным архитектором Москвы (на период пребывания старого в США) И. И. Ловейко — во Францию. Вернувшись, в переполненном зале Центрального Дома архитектора они рассказывали коллегам — это были три вечера в разные дни — о своих впечатлениях, и я был в числе внимательных слушателей. Но прежде того их доклады направлялись руководству страны и, конечно, самому Хрущёву.

В итоге, спустя без малого год, новые установки нашли выражение в постановлении партии и правительства «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое вышло в свет 4 ноября 1955 года. Этот день я считаю днём зачатия советского модернизма. В директивном документе содержались три основных положения, определивших дальнейшее развитие советской архитектуры и обеспечивших успех архитектурной «перестройки».

Первое. В постановлении было много резких слов в адрес архитекторов, указывались адреса построек и имена авторов, чьи работы стали предметом критики, за которой последовали суровые наказания в отношении известных мастеров и главных архитекторов городов, вплоть до снятия с должности, лишения мастерских и даже полученных ранее Сталинских премий. Стало ясно, что такой архитектуры власть больше не потерпит.

Второе. Предлагалось объявить конкурсы на типовые проекты, предназначенные для массового строительства. И они проводились по всей номенклатуре жилых и общественных зданий с щедрыми премиями, каких прежде не бывало.

Третье. В тексте постановления впервые чёрным по белому было написано: обязать — далее перечислялись названия организаций, которых это касалось, — смелее осваивать достижения отечественного и зарубежного строительства.

В том же ноябре прошёл Второй всесоюзный съезд советских архитекторов. Я был самым молодым его делегатом «с совещательным голосом». На мандате — он у меня сохранился — ещё присутствовал профиль «великого вождя» И. В. Сталина. «Все наши архитекторы, — говорилось в приветствии ЦК КПСС и Совмина СССР Второму съезду, — должны стать проводниками нового, прогрессивного в проектировании и строительстве, решительно преодолевать кустарщину, не допускать излишеств. Строительство необходимо осуществлять по наиболее экономичным типовым проектам, разработанным с учётом лучших достижений отечественного и зарубежного строительства, на основе индустриальных методов производства. В создаваемых типовых проектах жилых домов следует предусматривать наибольшие удобства для советского человека…»

Понятно, что после столь решительного властного напутствия открылось окно в мир, и в западном опыте мы обрели искомый импульс обновления. С глаз постепенно спадала густая пелена догматизма. Можно сказать, что западные мастера вернули нам эстафетную палочку, которую двадцать лет назад власть отняла у мастеров советского авангарда. Вот только авангард не мог послужить образцом к действию по той простой причине, что, будучи опытом четвертьвековой давности, он опирался на кустарное строительное производство, а нам нужны были новые технологии. Нам надо было увидеть и, мало того, пощупать, как делается новая архитектура…

Но прошли конкурсы, возникли проекты, отвечающие новым требованиям к любой постройке: гостинице, жилому дому, школе, детскому саду, магазину, кинотеатру, больнице; определились победители конкурсов на проекты павильона СССР на Всемирной выставке в Брюсселе, на Дворец Советов, Дворец пионеров, Дворец съездов в Кремле, и черты нового направления стали вырисовываться.

Так начиналось то явление в нашей архитектуре, которое с моей лёгкой руки зовётся «советский модернизм» — в апреле 2006 года в Музее архитектуры имени А. В. Щусева открылась инициированная мной первая выставка «Советский модернизм. 1955—1985», посвящённая этому направлению. Затем выставки нашего архитектурного модернизма состоялись в Вене (2012), в Стамбуле (2013), в Сан-Пауло (2015).

Нынешняя выставка «Пионеры советского модернизма», признаюсь, отозвалась теплом в моей душе. Цель её была в том, чтобы возвратить профессиональное сообщество к осмыслению явления советского архитектурного модернизма второй половины 1950-х и 1960-х годов. А более широким кругам она дала возможность почувствовать дух того времени и узнать о тех, кто был в числе лидеров нового движения, которых с полным правом — по аналогии с другими сферами творческой деятельности — можно назвать шестидесятниками.

На выставке «Пионеры советского модернизма» в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева, 2019 год. Фото Андрея Лисинского.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жизненная сила Жизненная сила

Теории о формах жизни - от живых камней до плазменных жителей космоса

Вокруг света
Как правильно рассчитать освещенность квартиры? Как правильно рассчитать освещенность квартиры?

Как правильно рассчитать освещенность каждого помещения в доме?

CHIP
Слайд-шоу Слайд-шоу

Новые разработки и прототипы

Популярная механика
Как вырастить ребенка оптимистом? Советы психотерапевта Как вырастить ребенка оптимистом? Советы психотерапевта

Чтобы ребенок рос счастливым и уверенным в себе, надо воспитывать в нем оптимизм

Psychologies
Поэт в жизни или Счастливый неудачник… Поэт в жизни или Счастливый неудачник…

О литературном герое Илье Ильиче Обломове

Наука и жизнь
Ученый не от Бога. Как российский историк превратился в душегуба Ученый не от Бога. Как российский историк превратился в душегуба

Реконструировали события из жизни Сира, чтобы выяснить, что привело к трагедии

Русский репортер
Вселенная известная и неизвестная Вселенная известная и неизвестная

Некоторые вопросы об устройстве Вселенной уже имеют ответы

Наука и жизнь
Как уроженец Одессы зарабатывает миллиарды на одежде «для интровертов» Как уроженец Одессы зарабатывает миллиарды на одежде «для интровертов»

Дмитрий Чупаха основал онлайн-магазин одежды Butik.ru еще в конце 90-х

Forbes
На задворках двух империй На задворках двух империй

Как Пушкин и древнеримский поэт Овидий оказались практически в одном месте

Наука и жизнь
Пять способов ничего не отморозить Пять способов ничего не отморозить

Почему жители мегаполисов в XXI веке все еще рискуют получить обморожения

Здоровье
Хищные скорпионницы мелового периода Хищные скорпионницы мелового периода

Результаты новой экспедиции на Хасуртый для сбора ископаемых насекомых

Наука и жизнь
Следи за собой Следи за собой

Статистика знает все обо всех, но ничего не скажет о конкретном человеке

Популярная механика
Борьба с «врагами народа» Борьба с «врагами народа»

От древнеримских проскрипций до наших дней

Наука и жизнь
Федор Бондарчук: «Я по-прежнему идеалист» Федор Бондарчук: «Я по-прежнему идеалист»

Федор Бондарчук – о молодом Голливуде, диджитал-детоксе и восстании машин

Cosmopolitan
Дом солнца Дом солнца

Место силы: Доминиканская Республика

Psychologies
Тимоти Шаламе: «Главное – оставаться самим собой» Тимоти Шаламе: «Главное – оставаться самим собой»

Тимоти Шаламе – о взрослении, актерских принципах и ностальгии

Cosmopolitan
Геворк Вермишян: «5G — Это вызов, и мы его приняли» Геворк Вермишян: «5G — Это вызов, и мы его приняли»

Когда в России будет запущено пятое поколение мобильной связи?

РБК
Постоянный аврал на работе: кто виноват и что делать Постоянный аврал на работе: кто виноват и что делать

Практически у каждого из нас был коллега, который пытался привлечь наше внимание

Psychologies
Десерт для патриота Десерт для патриота

В Америке тыквенный пирог в день благодарения — символ национальной идентичности

Вокруг света
«Специфически русское явление» «Специфически русское явление»

Средневековые юродивые и современные оппозиционеры

Огонёк
Тренировки для лица: фейс-фитнес Тренировки для лица: фейс-фитнес

Укрепи овал и подтяни проблемные зоны всего за несколько минут в день

Cosmopolitan
7 пород кошек для людей с аллергией на шерсть 7 пород кошек для людей с аллергией на шерсть

Гипоаллергенные породы кошек действительно есть

Популярная механика
Перейдем к делу: как открыть свой бизнес в сфере моды Перейдем к делу: как открыть свой бизнес в сфере моды

Рассказываем, как легко открыть бизнес и что для этого нужно

Cosmopolitan
«Сила в женщине»: интервью с лауреатами премии Cosmopolitan «Сила в женщине»: интервью с лауреатами премии Cosmopolitan

Героини премии Cosmopolitan – о том, что такое призвание

Cosmopolitan
В Петропавловске-Камчатском — Pоrsche В Петропавловске-Камчатском — Pоrsche

Pоrsche стоило создать Cayenne ради одной только этой экспедиции

GQ
Как подключить наушники с микрофоном к ПК Как подключить наушники с микрофоном к ПК

Как подключить наушники с микрофоном к компьютеру

CHIP
Игорь Миркурбанов: «До Собчак и Богомолова в этом катафалке никого не возили» Игорь Миркурбанов: «До Собчак и Богомолова в этом катафалке никого не возили»

Актер Игорь Миркурбанов о своих отношениях со смертью и с четой Шеляговых

GQ
Если быть точнее: как выбрать лазерную рулетку для дома Если быть точнее: как выбрать лазерную рулетку для дома

Как выбрать лазерную рулетку и для дома, и для работ по заказам?

CHIP
«Мальчик по вызову» «Мальчик по вызову»

Как живут мужчины, торгующие своей любовью за деньги

Cosmopolitan
Сколько на самом деле лет вашей собаке? Сколько на самом деле лет вашей собаке?

Сколько лет собаке в переводе на человеческий возраст

СНОБ
Открыть в приложении