Клуб, который общается с Путиным: из-за кого разгорелся главный корпоративный конфликт года
Больше половины корпоративного кредитного портфеля банка «Восточный» приходится на компании двух предпринимателей — Вячеслава Зыкова и Алексея Бакулина. Именно эти займы стали причиной разногласий между Майклом Калви и его партнером Артемом Аветисяном. Forbes разобрался, как устроен бизнес Зыкова и Бакулина и причем тут «Клуб лидеров», который регулярно встречается с президентом.
3 сентября Forbes опубликовал подробную историю конфликта между основателем фондов Baring Vostok Майклом Калви и Артемом Аветисяном. Одной из причин конфликта стало финансирование, которое банк «Юниаструм» Аветисяна предоставил своим хорошим знакомым из организации «Клуб лидеров» перед слиянием с «Восточным экспрессом» Baring Vostok. Коллеги Калви называют это выводом средств. Аветисян обвиняет их в том, что они довели многих его заемщиков до банкротства. Forbes поговорил с крупнейшими клиентами Аветисяна и выяснил, с чего начиналось их партнерство.
Пролетая в самолете над Антальей, российский бизнесмен Вячеслав Зыков выглянул в иллюминатор и разглядел внизу множество теплиц. «Почему мы все это везем из Турции?» — задался вопросом Зыков. Это было в 2011 году. По возвращении в Москву Зыков обратился в только что созданное по инициативе Владимира Путина Агентство стратегических инициатив (АСИ) с идеей построить в Волгоградской области тепличный комплекс на 56 га. Во время обсуждения проекта Зыков познакомился с Артемом Аветисяном, который возглавлял в АСИ направление «Новый бизнес». Аветисяну идея Зыкова понравилась, он поддержал ее, помог заручиться поддержкой в Минсельхозе и получить финансирование в Россельхозбанке. И в 2013 году в 50 км от Волгограда началось строительство первой очереди (стоимостью почти 2 млрд рублей) тепличного агрокомплекса «Волжский».
Эта история позволила Зыкову близко сойтись не только с Аветисяном, но и его давним деловым партнером Шерзодом Юсуповым, работавшим тогда управляющим партнером инвесткомпании «Глобал Финанс». Весной 2012 году Юсупов и Зыков зарегистрировали некоммерческую организацию «Клуб лидеров». Идея создать неформальное объединение для предпринимателей родилась, по словам Зыкова, во время дискуссий в АСИ, когда он сетовал на трудности, с которыми сталкиваются бизнесмены в России. Председателем «Клуба лидеров» стал Аветисян.
Сегодня в «Клуб лидеров» входит полторы сотни малоизвестных предпринимателей. Вместе с АСИ многие из них проводили «контрольные закупки» услуг госучреждений и ездили по регионам России, проверяя насколько удобно в них заниматься бизнесом. Предприниматели из «Клуба лидеров» также организовывали экспедиции в труднодоступные места, например на Северный полюс или Пик Винсона в Антарктиде, и не раз общались с Владимиром Путиным и его помощником Андреем Белоусовым, который дружен с Аветисяном (подробнее об этой дружбе Белоусов рассказывал Forbes).
Сам Аветисян параллельно работе в АСИ строил банковский бизнес. В 2012 году он стал основным владельцем небольшого банка «Региональный кредит», в 2015 году выкупил у Bank of Cyprus Юниаструмбанк. А в начале 2017 года Аветисян стал совладельцем банка «Восточный», присоединив к нему «Юниаструм». До этого мажоритарными акционерами банка «Восточный экспресс» (так банк «Восточный» назывался до объединения) были фонды Baring Vostok — так началось партнерство, которое через несколько лет привело основателя фондов Майкла Калви в СИЗО и под домашний арест.
Все банки директора АСИ финансировали его коллег из «Клуба лидеров». Кроме Зыкова, в этом списке были владелец производителя автобусов «Волгабас» Алексей Бакулин, Игорь Есин, которому принадлежит предприятие по выпуску упаковки «Тико-Пластик», предприниматель Данил Лебедев с интересами в недвижимости и автобусных перевозках. Активнее всего кредиты брали Зыков и Бакулин. В августе 2018 года Банк России завершил проверку «Восточного» и обнаружил, что 55% корпоративного кредитного портфеля банка (более 20 млрд рублей) приходится на компании, связанные с этими двумя бизнесменами. На тот момент кредиты были обесценены на 44%. Baring Vostok считает, что они были заведомо невозвратными и обвиняет Аветисяна в выводе средств из банка. Аветисян и его коллеги из «Клуба лидеров» утверждают, что менеджеры «Восточного», действовавшие в интересах фондов, фактически довели компании из корпоративного портфеля до банкротства.
Forbes выяснил, как устроен бизнес Зыкова и Бакулина и почему, они винят в своих проблемах Baring Vostok.
Тапочки и консервы
Накануне Дня Победы в 2018 году участники одного из малочисленных сообществ в социальной сети «ВКонтакте» гневно обсуждали фотографию тапочек стоимостью 299 рублей из магазина «Лента». Их возмутило, что на носах домашних туфель изображены солдаты времен Второй мировой войны и георгиевская лента. Пользователи быстро нашли производителя «героических тапочек» — им оказалась группа компаний «Брис Босфор» Вячеслава Зыкова.
В обувной бизнес Зыков пришел в середине 1990-х, став дистрибьютором поставлявшей в Россию обувь турецкой семьи бизнесменов Кыралилер. В 1999 году вместе с ними Зыков запустил производство обуви — фабрику «Брис Босфор» в Новороссийске. В ней компания «Кыралилер», зарегистрированная в Стамбуле, владеет порядка 18% акций. У «Кыралилер» есть и другой бизнес, не связанный с Зыковым, например, ей принадлежит обувная фабрика «Белста» на Украине.
По словам Зыкова, с момента запуска «Брис Босфор» произвел более 250 млн пар обуви. Согласно исследованию маркетингового агентства DISCOVERY Research Group, в середине прошлого года «Брис Босфор» был крупнейшим производителем обуви в эконом-сегменте в России. Компания выпускала тапочки, резиновую и спортивную обувь под брендами, зарегистрированными «Кыралилер» — ESPA, BRIS, Let's и Kappris. Компания работает с государством, например, поставляет тапочки учреждениям ФСИН. У нее также есть контракт с The Walt Disney Company на использование образов компании при производстве обуви.