Этапы окончательной сборки агрегатов самолета и их регулировка

Наука и техникаHi-Tech

От алюминиевых коробок – к самолету. Окончательная сборка

Иван Варгатый, https://dzen.ru/vivan755

Пустой агрегат фюзеляжа Ту-154 постепенно заполняется плодами труда механосборочного, заготовительного и электромонтажного цехов: 1 – роликовая опора, 2 – распредкоробка, 3 – шпангоут 67, 4 – гермошпангоут 67а, 5 – электрожгуты, 6 – тросы управления двигателями

Дорогие читатели, перед вами третья статья цикла о производстве самолетов по технологиям прошлого века, по которым тем не менее работает множество предприятий и в России, и за рубежом. Более того, если крыло, фюзеляж и оперение научились делать из композитов, а окончательную сборку планера во многом механизировали, то, например, технология производства шасси поменялась мало. Колеса резиновые, тормоза дисковые, менять что-то излишне...

Если первая статья рассказывает о производстве агрегатов планера, а вторая – об изготовлении узлов систем, то третья – об окончательной сборке. И начинается сборка с превращения пустых дюралюминиевых коробок – агрегатов планера – в агрегаты именно самолета, сложной, насыщенной системами машины. Ведь в стапелях необходимо выполнять далеко не все операции: стапели нужны лишь для придания «скелету» нужной формы, а остальное навешивается на «скелет» по месту.

Например, нет никакой нужды держать крыло в стапеле для навески тяг управления – тяги имеют несколько степеней свободы и регулируются по длине, они «сами найдут себе место». Точно так же встанут на место трубопроводы гидросистем: они хоть и изготавливаются на своих мини-стапелях, но никогда не будут абсолютно соответствовать чертежу. Например, при выпуске одной трубки в цехе было холоднее обычного, это внесло в метровую трубку поправку в миллиметр, другую варил новый сварщик, а он держит горелку иначе, металл уже ведет себя чуть по-другому, а третья вышла точь-в-точь по чертежу, но слесарь-сборщик наклепал кронштейн под нее чуть с перекосом, она тоже не сразу на место встанет.

Рама передней части мотогондолы самолета Ан-140 собирается вне стапеля, при ошибках в сборке элементы капота могут не совпасть

В итоге получается, что самолет никогда не собирается так же легко, как детский конструктор. Но и ничего критичного в этом нет: в проект всегда заложены допуски, возможности регулировки, сделано все, чтобы сотни тысяч деталей все же заработали как единое целое. Нужно лишь уметь эти возможности использовать. Поэтому работа слесарей-сборщиков цеха основной сборки хоть и не требует буквально художественных способностей, которые нужны клепальщикам, но тоже непроста – одно неверное движение может дорого обойтись.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

2010-е: архивация 2010-е: архивация

Знаковые вещи, определившие облик эпохи 2010–2020 годов, уходят со сцены

Maxim
Сами с клыками Сами с клыками

История про знакомство девушки-кровососки и суицидально настроенного тинейджера

Weekend
Как будущий американский самолет может доминировать в воздухе Как будущий американский самолет может доминировать в воздухе

Технологии стелс у российских Су-57, китайских J-20 и американских NGAD

Популярная механика
Лариса Лужина: «Я не встречала вечной любви» Лариса Лужина: «Я не встречала вечной любви»

У меня спрашивают: «Что же ты, не могла замуж выйти?» Почему не могла? Могла!

Коллекция. Караван историй
10 новых классных сериалов, которые никто не смотрит 10 новых классных сериалов, которые никто не смотрит

Малоизвестные, но крутые сериалы, вышедшие за последнее время

Maxim
«Нет, ваше величество…» «Нет, ваше величество…»

Как любой большой человек, Канкрин оценивался крайне противоречиво

Дилетант
«Инвесторы доверяют российскому рынку» «Инвесторы доверяют российскому рынку»

Российские инвестиции работают в отрыве от внешних рынков капитала третий год

Деньги
Читаем этикетки Читаем этикетки

Опасные и безопасные пищевые добавки: список и советы нутрициолога

Лиза
Алиса в стране несбывшихся надежд Алиса в стране несбывшихся надежд

«Нежный восток»: абсурдистское роуд-муви о попытке убежать от политики

Weekend
Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом

София Ионеску — первая женщина-врач, которая провела операцию на головном мозге

Forbes
Ретроградный Меркурий в 2024 году Ретроградный Меркурий в 2024 году

Так ли виноват ретроградный Меркурий и какие сюрпризы от него ждать в этом году?

Лиза
Не да Винчи Не да Винчи

Стендап-комик Евгений Чебатков — почему важно коллекционировать эмоции

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Подружились, полюбились, спелись Подружились, полюбились, спелись

Творческое объединение «Под облаками» — это десять увлеченных людей

Seasons of life
Эпилепсия после травмы головы повысила риск развития деменции Эпилепсия после травмы головы повысила риск развития деменции

У людей с посттравматической эпилепсией риск развития деменции в 4,5 раза выше

N+1
Как бизнес способствует развитию инклюзивности Как бизнес способствует развитию инклюзивности

Как бизнес содействует повышению качества жизни социально уязвимых групп

СНОБ
Тупики победоносной войны Тупики победоносной войны

Причин для участия в подпольных движениях у португальских колоний было немного

Дилетант
Набросок города Набросок города

Владивосток: освоение пейзажа зоной

Weekend
Пассивный доход: как создать надежный источник дохода без активных усилий Пассивный доход: как создать надежный источник дохода без активных усилий

С помощью каких инструментов создать высокий уровень пассивного дохода?

Forbes
Космос по расписанию Космос по расписанию

Космические агентства, компании и стартапы рассказывают о своих планах заранее

ТехИнсайдер
Дыма нет, разница — есть Дыма нет, разница — есть

Разница между электронными системами нагревания табака и электронными сигаретами

Наука
По разным канонам По разным канонам

Фантазия на тему усадьбы с винтажной мебелью и отделкой конца XIX в.

Идеи Вашего Дома
Картина Рима Картина Рима

«Творчество художника сродни главной страсти Бога – страсти творить»

Правила жизни
Любовь сильнее страха Любовь сильнее страха

Всегда была любовь к городу и желание сделать о нем сувенир

Seasons of life
Помог случай Помог случай

Иногда в, казалось бы, безвыходных ситуациях может спасти случайный человек

Лиза
Публичный труп для вечной жизни Публичный труп для вечной жизни

Как человек стал делать себя произведением искусства

Weekend
«Заставить женщин рожать больше невозможно»: Екатерина Шульман о демографии «Заставить женщин рожать больше невозможно»: Екатерина Шульман о демографии

Почему нельзя изменить ситуацию, запрещая аборты и принуждая женщин рожать

Forbes
Путешествие в кино Путешествие в кино

Сколько стоит поездка по местам съемок популярных фильмов и сериалов

Деньги
Самшитовые склоны Самшитовые склоны

Дом мечты с отделкой в рустикальном стиле и потрясающим видом на горы

Идеи Вашего Дома
Весна – это хорошее время для техники или нет: 3 вещи, которые стоит знать водителю Весна – это хорошее время для техники или нет: 3 вещи, которые стоит знать водителю

Новых вредоносных факторов для автолюбителей весной не появляется

ТехИнсайдер
Чем занимались жители Наска в свободное от создания геоглифов время? Чем занимались жители Наска в свободное от создания геоглифов время?

Многогранная культура Наска: геоглифы, многофигурная вышивка и керамика

Наука и техника
Открыть в приложении