Мы уже выбрали лучшие политические триллеры 2019 года
В Германии идет Берлинский кинофестиваль, а мы подводим последние итоги американского «Сандэнса». Один из самых важных его трендов – фокус на конфликте гражданина и государства. Этот конфликт изучают сразу два глубоких и страшных фильма: «Отчет о пытках» с Адамом Драйвером и «Гостайна» с Кирой Найтли.
Еще два с половиной года назад, в сентябре 2016-го, кинофестиваль в Торонто остался практически безразличен к фильму «Сноуден» Оливера Стоуна. Отчасти причиной была репутация режиссера, прошедшего непростой путь от героя войны и одного из самых молодых «оскароносцев» до изгоя-правдоруба и чуть ли не городского сумасшедшего из Голливуда. Отчасти – неоднозначный статус самого Сноудена: он, в отличие от Ассанжа, был подрядчиком государства, а это измена уже другого порядка. Поэтому даже в кинорецензиях ему сочувствовали отнюдь не все.
Но прошло всего два месяца, и после президентских выборов в США синдром Сноудена перестал быть чем-то дикими. Для многих госслужащих стало обычным делом днем добросовестно выполнять свою работу, а по вечерам стоять в пикете у Белого дома с требованием уволить собственного босса. Рефлексия этого двоемыслия кинематографом была лишь вопросом времени. Но Голливуд – неповоротливая машина: пока напишут или найдут на полке сценарий, пока соберут команду, пока сойдутся звезды. И вот, наконец, случилось. 25 января 2019-го года завершился рекордный по продолжительности шатдаун правительства США, а 24 января начался фестиваль Sundance в Юте – событие, во многом формирующее культурную повестку в стране. И хедлайнерами киносмотра стали фильмы как раз-таки в духе «Сноудена» – о чиновниках, сражающихся с правительствами собственных стран. В «Отчет о пытках » (The Report) от Адама Драйвера достается ЦРУ и нескольким президентам, включая Обаму. В «Официальных секретах» Кира Найтли сражается с британским Минобороны и Тони Блэром.
В основе обоих фильмов лежат реальные события. «Отчет о пытках» – история борьбы упрямой женщины-сенатора и ее верного помощника против всего ЦРУ. После атак 11-го сентября спецслужбы США с неофициального разрешения президента Буша расширили полномочия своих оперативников при поиске потенциальных террористов. Проще говоря, агентам разрешили похищать и пытать подозреваемых. Для их удержания были созданы специальные тюрьмы, а для допросов подготовлены целые методички с научными обоснованиями причин, почему, например, мужчина-мусульманин должен стать сговорчивее, если сбрить его бороду и вставить ему хумус в задний проход. В фильме есть сцена, где различные виды пыток изображаются, как симпатичные и аккуратные слайды из деловой презентации: на ЦРУ работали подрядчики, для которых издевательство над заключенными было еще и способом освоить бюджет. В 2005-м году сенатор от Калифорнии Дайэнн Файнстайн заподозрила, что ЦРУ пытается уничтожить видеозаписи допросов – и инициировала совместное расследование демократов и республиканцев. Заперевшись на несколько лет в комнате без окон, несколько молодых чиновников перелопатили тонны бумаг – и написали 5000-страничный доклад о злоупотреблениях спецслужб. Затем началась борьба за его публикацию – не менее остросюжетная, чем истории Сноудена и Ассанжа.