Тарифная зона: как платят за подземку в крупнейших городах мира
Forbes рассмотрел как функционирует подземка в городах, чей опыт был изучен Московским метрополитеном для проекта новой билетной системы
5 февраля появилась информация о том, что Московский метрополитен заказал разработку новой билетной системы, предполагающей наличие зональной тарификации. Соответствующий тендер был проведен в декабре прошлого года, исполнителем заказа стала компания «Программный продукт». Цена контракта составила 670 млн рублей, срок исполнения — 910 календарных дней.
Перед началом реализации проекта был проанализирован опыт Лондона, Сингапура, Токио и Нью-Йорка — городов с развитыми транспортными системами. Поэтапное внедрение новой системы оплаты и контроля проезда должно начаться с 2020 года.
Как подчеркнули столичные власти, в Московском метро не планируют вводить зональные тарифы за проезд. В пресс-службе метро объяснили, что метрополитен создает по поручению столичного департамента транспорта единую билетную систему для всего общественного транспорта Москвы. «В наземном городском транспорте и в электричках есть зональные тарифы. Поэтому новая единая система оплаты проезда предусматривает технические возможности записи и считывания зональных билетов», — сказали в пресс-службе. «Включение в техзадание зональной оплаты необходимо для интеграции пригородных железных дорог и будущих МЦД, где есть зональная оплата. Также зоны имеются в наземном транспорте при поездках из/в ТиНАО и Зеленоград. Переход на расчет оплаты зонами на действующей инфраструктуре московского метро даже не рассматривается», — прокомментировал сообщения СМИ вице-мэр Москвы Максим Ликсутов.
По мнению руководителя практики по работе с инфраструктурными и транспортными предприятиями KPMG в России и СНГ Алексея Романенко, в пользу зональной тарификации метро можно привести немало доводов: «Система оплаты поездок по зонам или гибкие тарифы — хороший инструмент, который позволяет учесть степень использования инфраструктуры, когда стоимость поездки напрямую привязана к ее продолжительности и преодоленному расстоянию, а также объединить между собой различные виды транспорта в единую систему. Например, могут быть созданы сквозные тарифы на поездки в аэропорты с использованием метро и аэроэкспрессов, на поездки из пригорода в центр с учетом электричек».