Чемодан без ручки. Как соглашение ОПЕК+ превратилось в необходимое зло
Участники сделки ОПЕК+ не допустят слишком высоких цен на нефть — ее подорожание ведет к падению глобального спроса и оборачивается обвалом нефтяных котировок, от чего больше всего пострадают сами экспортеры
Недавно Reuters сообщило о письме Игоря Сечина Владимиру Путину о вреде сделки ОПЕК+ для российской нефтяной отрасли. Причины очередного обращения главы «Роснефти» к президенту можно условно разделить на внешние и внутренние.
Внутренней причиной негативного отношения главы «Роснефти» к соглашению ОПЕК+ можно назвать то, что он отстаивает интересы только собственной компании. «Роснефти» приходится корректировать планы по развитию ряда активов из-за обязательств России перед другими участниками соглашения. Кроме того, рост цен на нефть, вызванный соглашением ОПЕК+, выгоден преимущественно государству, которое изымает дополнительную прибыль в виде растущего НДПИ и экспортной пошлины.
К тому же, соглашение ОПЕК+ является проектом Александра Новака, а не Сечина. Неформальный статус «энергетического МИДа» укрепил позиции Новака в системе российской власти, что нервирует других крупных игроков отрасли, поэтому торпедирование сделки ОПЕК+ становится элементом и аппаратной борьбы.
К внешним факторам, обусловливающим негативное отношение к идее ОПЕК+, относятся изменения на мировой рынке нефти. В качестве главного аргумента против соглашения ОПЕК+ Сечин указывает сокращение доли России на мировом рынке нефти. Логика понятна: пока мы в рамках соглашения с ОПЕК и другими добывающими странами сокращаем и сдерживаем собственное производство, США, не обремененные какими-либо обязательствами, спокойно наращивают добычу и занимают дополнительное место на мировом рынке.