Передвижник
Имя Эммануила Генделя всплыло в публичном пространстве относительно недавно, уже в 2000-е годы, благодаря, прежде всего, усилиям его внучки Татьяны Ястржембской. Поддержали её московские строители и архитекторы: по работам и проектам Генделя, этого крупнейшего инженера, они учились. В его послужном списке около 20 проектов по передвижке и выпрямлению сооружений, в том числе передвижка зданий на улице Горького в Москве, выпрямление минаретов в Самарканде, колоколен в Ярославле и Больших Вязёмах... Рассказывает Татьяна Ястржембская.
В детстве, когда ты узнаёшь, что у тебя есть дедушка, который двигает дома, это воспринимается как само собой разумеющееся:
— Чем занимается твой дедушка?
— Мой дедушка двигает дома.
И это не было удивлением: как так? как двигает? Интерес пришёл, к сожалению, гораздо позднее, когда дедушки в 1992 году не стало. Позднее, в 2013 году, мы готовили мероприятия в честь его 110-летия и постарались подключить к ним как можно больше людей, которые лично знали дедушку и могли рассказать о нём.
Меня завораживали мамины рассказы о Генделе. Как, к примеру, она стояла на балконе Московской глазной больницы, когда здание передвигали, и кричала в микрофон: «Внимание, внимание, дом в движении!» Эти микрофоны стояли для того, чтобы дать команду и одновременно начать поднимать и передвигать дом. Одно неверное движение, одна ошибка в расчётах — и всё здание могло рухнуть! А моя мама — подумать только! — была на таких передвижках прямо внутри.
Разворот и перенос глазной больницы вглубь от улицы Горького (нынешняя Тверская улица) вообще стали уникальной операцией. Здание было не только развёрнуто, но и поднято на один этаж. А потом под больницей сделали ещё и подвальное помещение.
Случалось, дома двигали вместе с жителями. Как, например, Саввинское подворье весом 23 тысячи тонн. Дедушка очень любил рассказывать, как он не говорил людям всей правды, а то ведь боязно было, что понятно: у них жильё — вся их жизнь. Поэтому дома часто передвигали ночью. Подготовка была очень длительной и тщательной. Все коммуникации убирались в специальные трубки, и есть фотографии как раз вот этих зданий перед передвижкой или в процессе движения: прокладывались рельсы, по ним здание двигалось с какой-то крошечной скоростью, буквально по метру в день.
Всего на Тверской дедушка передвинул чуть более 20 домов. Немало! В том числе и здание Моссовета (нынешняя мэрия). При этом у него всё происходило в повседневном рабочем режиме: всё время какие-то проекты, книги, статьи... По нескольку часов Гендель проводил в Ленинке (нынешняя РГБ), и в моей памяти рефреном осталась фраза «Я в библиотеку сейчас поеду» или «Я еду из библиотеки». Меня даже больше поражают не его профессиональные, а человеческие качества, удивительная целеустремлённость.