«Слово пацана. Кровь на асфальте»: неоправданная жестокость
Сериал Жоры Крыжовникова как портрет конца восьмидесятых
Жора Крыжовников снял на редкость сильнодействующий сериал. Еще до показа финальной серии (запланирован на 21 декабря) он оказался в фокусе общественного внимания. «Слово пацана» повествует о конце восьмидесятых — периоде, который в отечественном кинематографе затмевал девяностые. До сих пор исторический портрет последних советских лет складывался из обрывочных воспоминаний о наиболее ярких явлениях того периода: новые телевизионные форматы в программах «Взгляд» и «До и после полуночи», исторические откровения в журнале «Огонек», прямые трансляции первого съезда народных депутатов, нарастающий поток «полочной» литературы и зарубежного кино. Наиболее яркая ассоциация — музыка тех лет. В саундтреке «Слова пацана» звучат песни групп «Ласковый май» и «Мираж» и только однажды «Я хочу быть с тобой» другого хитмейкера тех лет — Вячеслава Бутусова. Песню Виктора Цоя «Мы ждем перемен» — еще одну неотъемлемую часть музыкального ландшафта конца восьмидесятых — герои фильма лишь напевают.
Уже в саундтреке Жора Крыжовников, создатель двух музыкальных фильмов — «Самый лучший день» и «Лед-2», — дистанцируется в том числе от Алексея Балабанова (в самых популярных его картинах звучит музыка группы «Наутилус Помпилиус») и от Сергея Соловьева: с его фильмом «Асса» ассоциируется музыка «Кино» и «Аквариума». Герои «Слова пацана» проживают свою жизнь под песню «Седая ночь» «Ласкового мая» — один из самых ярких музыкальных лейтмотивов сериала. Сыграв мелодию этой песни на пианино, один из главных героев, обычный советский подросток, воспитанник музыкальной школы из советского культурного пространства, где насилие допустимо только в случае, если оно санкционировано государством, попадает в криминальный мир, где насилие даже не норма, а способ существования. В этот момент он начинает превращаться в зверя, которому становится все легче перешагивать границу оправданной жестокости. Такой сюжет сделал «Слово пацана» историей, вовлекающей в свое художественное пространство миллионы зрителей.