Как российскому автопрому нарастить производство?

МонокльАвто

Проклятье малой серии

Технологические консорциумы производителей автомобилей и автокомпонентов — теоретически верная, но пока слишком сырая идея для реанимации отечественного автопрома

Сергей Кудияров

Китайские автопроизводители открыли в России пока только одно сборочное производство — завод Haval под Тулой (на фото), предпочитая масштабный экспорт готовой продукции: в 2024 году доля «китайцев» в продажах легковых автомобилей на российском рынке вплотную приблизилась к 60%

Глава Министерства промышленности и торговли России Антон Алиханов предложил объединить игроков российского автопрома в консорциумы, чтобы нарастить производство и уйти от крупноузловой сборки.

Алиханов также отметил, что надо приложить все усилия, чтобы не повторить ошибок, допущенных в работе с европейскими и южнокорейскими компаниями: «Не должно быть возможности просто повернуть ключ, выключить рубильник и уйти… У нас те средства, которые мы зарабатываем на утилизационном сборе, в том числе будут направляться на разработку собственных отечественных платформ автомобилей. Мы должны быть обладателями конструкторской документации всего ноу-хау. И мы будем создавать такие мини-консорциумы между несколькими игроками и софинансировать их расходы на создание платформы».

Это не первое подобное предложение. В прошлом году генеральный директор автомобильной компании «Соллерс» (заводы в Ульяновске, Владивостоке, Елабуге) Николай Соболев выступал с той же идеей: необходимо объединиться в национальный автомобильный консорциум для дальнейшей локализации отсутствующих в России технологий, разделив риски и предоставив гарантии потенциальным технологическим партнерам.

Выход инициативы на уровень главы профильного министерства дает шанс на реализацию замысла. Но сможет ли такой консорциум стать волшебным ключом зажигания, способным завести мотор российского автопрома?

Рокировка зависимостей

Корни проблемы уходят в советскую эпоху: наши автозаводы тогда работали в предельно тепличных условиях отсутствия международной конкуренции, что лишало предприятия стимула к модернизации производства и обновлению модельного ряда. «Классика» из 1960-х спокойно выпускалась десятилетиями, вплоть до 1990-х годов — немыслимое явление для их капиталистических современников.

С открытием границ и ростом платежеспособности населения в страну хлынул поток импорта. На пике, в 2008 году, из-за рубежа было завезено 1,5 млн новых и почти 400 тыс. подержанных иномарок — при том что выпуск машин отечественных брендов составлял тогда всего 700 тыс. штук. В 2001 году прекратил работу один из крупнейших автозаводов России — московский АЗЛК (в лучшие времена он выпускал до 200 тыс. легковушек в год).

Надо было что-то делать. И пойти решили по самому простому пути: через включение отечественного автопрома в уже сложившийся мировой автомобильный рынок, давно поделенный крупными корпорациями. По сути, теперь предлагалось не завозить иномарки, а собирать их на месте.

Первенцем новой политики в отрасли стал сборочный завод американской компании Ford, открытый в 2002 году во Всеволожске. Поначалу с его конвейера сходило 25 тыс. авто в год, позже мощность довели до 160 тыс.

Остаткам российского автопрома такой подход ничего хорошего не сулил. В первом десятилетии XXI века прекратил выпуск легковых автомобилей нижегородский ГАЗ, не стало серпуховского СеАЗа, производившего микролитражки. Даже АвтоВАЗ, флагман отрасли, в 2014 году перешел под контроль альянса Renault-Nissan. Доля вазовских марок на внутреннем рынке к тому времени упала до 15%.

При этом совокупный объем сборки легковых автомобилей в России на пике (в 2012–2013 годах) достигал 1,9 млн единиц, суммарно сборочные мощности позволяли выпускать до 3,5 млн машин в год. К началу 2022 года до 85% всех продаваемых в стране автомобилей здесь же и собирались. Но вот собирались из чего?

Конечно, в теории предполагалось, что за простой сборкой последует удлинение цепочек и локализация производства автокомпонентов. Определенные успехи в этом направлении были. Но очень ограниченные. По данным Минпромторга, средний уровень локализации производства автомобилей в России накануне СВО составлял всего 45%, а локализация комплектующих для них не превышала 20% (показатель рассчитывался по добавленной стоимости). Даже у «полувоенного» КамАЗа к началу 2022 года доля импортных деталей достигала 35%.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Обратная сторона коттеджных рекордов Обратная сторона коттеджных рекордов

Что разбалансировало рынок коттеджного строительства?

Монокль
Джуны нужны: неочевидные преимущества молодых айтишников и почему их не заменит ИИ Джуны нужны: неочевидные преимущества молодых айтишников и почему их не заменит ИИ

Работодателям имеет смысл вкладываться в развитие начинающих IT-специалистов

Inc.
Зловещие пятна на теле планеты Зловещие пятна на теле планеты

16 июля 1945 года человечество, само еще не подозревая, вступило в атомную эру

Наука и техника
Где есть и чем вдохновляться: художник Александр Сорокин — о любимых инклюзивных местах в Москве Где есть и чем вдохновляться: художник Александр Сорокин — о любимых инклюзивных местах в Москве

Художник Александр Сорокин — о любимых местах в Москве и кино

СНОБ
Мифическая палеонтология. Древние животные в фольклоре прошлого и настоящего Мифическая палеонтология. Древние животные в фольклоре прошлого и настоящего

Издревле человек «населял» леса, моря и горы разными мистическими существами

Наука и техника
Каким он парнем был Каким он парнем был

«Ученик»: экранизация первых шагов Дональда Трампа в бизнесе

Дилетант
Убийцы кораблей Убийцы кораблей

Современные противокорабельные ракеты

Обозрение армии и флота
Психологический портрет: что такое обсессивно-компульсивное расстройство, или ОКР Психологический портрет: что такое обсессивно-компульсивное расстройство, или ОКР

Что такое ОКР, как проявляется диагноз и можно ли от него избавиться

Forbes
Система Юпитера: бесчисленные спутники и чудеса в «зоне смерти» Система Юпитера: бесчисленные спутники и чудеса в «зоне смерти»

Помимо четырех знаменитых «галилеевых» спутников Юпитер окружен роями малых тел

Наука и техника
Синдром Маугли: что это такое в психологии, признаки и лечение Синдром Маугли: что это такое в психологии, признаки и лечение

Что такое синдром Маугли и как он проявляется у детей?

Psychologies
Уменьшить хроническую боль можно с помощью качественного питания Уменьшить хроническую боль можно с помощью качественного питания

Как связаны употребление качественной пищи и хронические боли?

ТехИнсайдер
Юрий и Валентина (часть первая) Юрий и Валентина (часть первая)

Как забота о детях отражается на семейных отношениях партнеров? Личная история

СНОБ
Сколько можно хранить красное, белое и игристое вино? Сколько можно хранить красное, белое и игристое вино?

Как на срок жизни вина влияют сахар, кислотность и спирт?

СНОБ
Писательница Чухе Ким — о правках, тиграх и Анне Карениной Писательница Чухе Ким — о правках, тиграх и Анне Карениной

Южно-корейская писательница Чухе Ким — о своей любви к Толстому и животным

РБК
«Когда вкусно, тогда вкусно!» «Когда вкусно, тогда вкусно!»

О кухне народов России

Зеркало Мира
«Немного солнца в холодной воде» «Немного солнца в холодной воде»

Почему янтарь может стоить больше, чем бриллиант?

Зеркало Мира
Изба-читальня Изба-читальня

10 способов обустроить домашнюю библиотеку

Лиза
Сказочный разворот Сказочный разворот

Как мы все сегодня живем в сказке, почему это легитимно и какой в этом урок

СНОБ
Пока не кончилось Пока не кончилось

Каково это — увидеть финал того, что длилось много серий

Weekend
«Стыд должен сменить сторону»: как Жизель Пелико прервала молчание жертв насилия «Стыд должен сменить сторону»: как Жизель Пелико прервала молчание жертв насилия

Как Жизель Пелико вдохновила женщин не стыдиться того, что с ними произошло

Forbes
«Скрещенья рук… судьбы скрещенья» «Скрещенья рук… судьбы скрещенья»

Еще один закрученный сюжет из Серебряного века

Дилетант
Целлюлит победить легче, чем кажется — вот что тебе поможет Целлюлит победить легче, чем кажется — вот что тебе поможет

Целлюлит — косметический дефект, не понаслышке знакомый 90% женщин

VOICE
Спасти самое дорогое Спасти самое дорогое

Многоразовые транспортные космические системы сегодняшнего дня

Зеркало Мира
Заряд энергии: 7 видов чая, которые взбодрят не хуже кофе Заряд энергии: 7 видов чая, которые взбодрят не хуже кофе

От пуэра до саган-дайля: самые бодрящие виды листового напитка

ТехИнсайдер
45 лет после апокалипсиса 45 лет после апокалипсиса

«Мегалополис»: долгострой Фрэнсиса Форда Копполы

Weekend
Компенсации и бенефиты Компенсации и бенефиты

Что помогает компаниям привлекать, мотивировать и удерживать специалистов

РБК
Окно в Сибирь Окно в Сибирь

Сибирь: чем так притягивает туристов этот суровый край?

Лиза
Механизм КРТ спасает уральский рынок недвижимости: «Не разрушить, а перезапустить» Механизм КРТ спасает уральский рынок недвижимости: «Не разрушить, а перезапустить»

Как КРТ смогло примирить интересы бизнеса и горожан на Урале

ФедералПресс
Праздник на Неве Праздник на Неве

Зимний Санкт-Петербург приглашает на новогодние каникулы!

Лиза
Спасаем ваши пальцы: чем отмыть руки от суперклея Спасаем ваши пальцы: чем отмыть руки от суперклея

Как удалить суперклей с кожи подручными средствами?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении