Как российскому автопрому нарастить производство?

МонокльАвто

Проклятье малой серии

Технологические консорциумы производителей автомобилей и автокомпонентов — теоретически верная, но пока слишком сырая идея для реанимации отечественного автопрома

Сергей Кудияров

Китайские автопроизводители открыли в России пока только одно сборочное производство — завод Haval под Тулой (на фото), предпочитая масштабный экспорт готовой продукции: в 2024 году доля «китайцев» в продажах легковых автомобилей на российском рынке вплотную приблизилась к 60%

Глава Министерства промышленности и торговли России Антон Алиханов предложил объединить игроков российского автопрома в консорциумы, чтобы нарастить производство и уйти от крупноузловой сборки.

Алиханов также отметил, что надо приложить все усилия, чтобы не повторить ошибок, допущенных в работе с европейскими и южнокорейскими компаниями: «Не должно быть возможности просто повернуть ключ, выключить рубильник и уйти… У нас те средства, которые мы зарабатываем на утилизационном сборе, в том числе будут направляться на разработку собственных отечественных платформ автомобилей. Мы должны быть обладателями конструкторской документации всего ноу-хау. И мы будем создавать такие мини-консорциумы между несколькими игроками и софинансировать их расходы на создание платформы».

Это не первое подобное предложение. В прошлом году генеральный директор автомобильной компании «Соллерс» (заводы в Ульяновске, Владивостоке, Елабуге) Николай Соболев выступал с той же идеей: необходимо объединиться в национальный автомобильный консорциум для дальнейшей локализации отсутствующих в России технологий, разделив риски и предоставив гарантии потенциальным технологическим партнерам.

Выход инициативы на уровень главы профильного министерства дает шанс на реализацию замысла. Но сможет ли такой консорциум стать волшебным ключом зажигания, способным завести мотор российского автопрома?

Рокировка зависимостей

Корни проблемы уходят в советскую эпоху: наши автозаводы тогда работали в предельно тепличных условиях отсутствия международной конкуренции, что лишало предприятия стимула к модернизации производства и обновлению модельного ряда. «Классика» из 1960-х спокойно выпускалась десятилетиями, вплоть до 1990-х годов — немыслимое явление для их капиталистических современников.

С открытием границ и ростом платежеспособности населения в страну хлынул поток импорта. На пике, в 2008 году, из-за рубежа было завезено 1,5 млн новых и почти 400 тыс. подержанных иномарок — при том что выпуск машин отечественных брендов составлял тогда всего 700 тыс. штук. В 2001 году прекратил работу один из крупнейших автозаводов России — московский АЗЛК (в лучшие времена он выпускал до 200 тыс. легковушек в год).

Надо было что-то делать. И пойти решили по самому простому пути: через включение отечественного автопрома в уже сложившийся мировой автомобильный рынок, давно поделенный крупными корпорациями. По сути, теперь предлагалось не завозить иномарки, а собирать их на месте.

Первенцем новой политики в отрасли стал сборочный завод американской компании Ford, открытый в 2002 году во Всеволожске. Поначалу с его конвейера сходило 25 тыс. авто в год, позже мощность довели до 160 тыс.

Остаткам российского автопрома такой подход ничего хорошего не сулил. В первом десятилетии XXI века прекратил выпуск легковых автомобилей нижегородский ГАЗ, не стало серпуховского СеАЗа, производившего микролитражки. Даже АвтоВАЗ, флагман отрасли, в 2014 году перешел под контроль альянса Renault-Nissan. Доля вазовских марок на внутреннем рынке к тому времени упала до 15%.

При этом совокупный объем сборки легковых автомобилей в России на пике (в 2012–2013 годах) достигал 1,9 млн единиц, суммарно сборочные мощности позволяли выпускать до 3,5 млн машин в год. К началу 2022 года до 85% всех продаваемых в стране автомобилей здесь же и собирались. Но вот собирались из чего?

Конечно, в теории предполагалось, что за простой сборкой последует удлинение цепочек и локализация производства автокомпонентов. Определенные успехи в этом направлении были. Но очень ограниченные. По данным Минпромторга, средний уровень локализации производства автомобилей в России накануне СВО составлял всего 45%, а локализация комплектующих для них не превышала 20% (показатель рассчитывался по добавленной стоимости). Даже у «полувоенного» КамАЗа к началу 2022 года доля импортных деталей достигала 35%.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Москва по-собянински: азиатский город с архитектурными доминантами и фасадами Москва по-собянински: азиатский город с архитектурными доминантами и фасадами

Какую Москву хочет построить Сергей Собянин?

Монокль
«Мы просто друзья»: почему у многих пар отношения начинаются с дружбы «Мы просто друзья»: почему у многих пар отношения начинаются с дружбы

Насколько распространены отношения, выросшие из дружбы?

Psychologies
Перспективы онлайн-образования в России: чему будут учиться женщины — предприниматели и руководители Перспективы онлайн-образования в России: чему будут учиться женщины — предприниматели и руководители

Как женщины-руководители инвестируют в свое образование

Forbes
20 популярных вопросов о посудомоечных машинах 20 популярных вопросов о посудомоечных машинах

Гид по посудомоечным машинам: всё, что вы хотели бы спросить

CHIP
«Эфко» заменит сахар сладким белком «Эфко» заменит сахар сладким белком

«Эфко» планирует производить сладкий белок, который дешевле и слаще сахара

Монокль
Каникулы: ошибки любящих родителей Каникулы: ошибки любящих родителей

Какие ошибки допускают родители на каникулах и как их исправить?

Лиза
Сказка о самолете-невидимке Сказка о самолете-невидимке

«Прометей»: детектив со сказочными допущениями

Weekend
Дом, который убивал своих жителей: радиационный инцидент в Краматорске 1980-х годов Дом, который убивал своих жителей: радиационный инцидент в Краматорске 1980-х годов

Как затерянный в стене квартиры цезий уносил жизни одну за другой

ТехИнсайдер
Как избавиться от игровой зависимости Как избавиться от игровой зависимости

Сперва надо понять — надо ли вам избавляться от чрезмерной любви к играм?

Maxim
Под винным соусом Под винным соусом

Секрет, над которым бились столетиями: что делать, если любимая обиделась

VOICE
«Вайб», brain rot и manifest: как слова 2024 года отражают наши страхи и надежды «Вайб», brain rot и manifest: как слова 2024 года отражают наши страхи и надежды

Как через слова люди реагируют на текущие вызовы и изменения?

Forbes
9 признаков того, что вы едите излишне много соли 9 признаков того, что вы едите излишне много соли

Что указывает на большое количество соли в организме, и как это исправить

ТехИнсайдер
Как развить уверенность в себе, если вас воспитывали критикующие родители: 6 шагов Как развить уверенность в себе, если вас воспитывали критикующие родители: 6 шагов

Чем грозят долгие годы жизни с критикующими родителями?

Psychologies
Разумом, молотком, пистолетом Разумом, молотком, пистолетом

Какими приспособлениями пользуются полевые исследователи

ТехИнсайдер
Если только захочу Если только захочу

Как научить ребёнка мечтать?

Новый очаг
«Девчонка из Белово точно не станет популярной» «Девчонка из Белово точно не станет популярной»

Певица Асия о вдохновении, отношениях и самооценке

OK!
Транспорт, который удивляет: как инновации помогают при передвижении по городу Транспорт, который удивляет: как инновации помогают при передвижении по городу

Технологические тренды, развивающиеся в сфере городского транспорта в регионах

ФедералПресс
Освобождение и эксплуатация: как менялось отношение к обнаженному телу в кино Освобождение и эксплуатация: как менялось отношение к обнаженному телу в кино

Как менялось восприятие женского обнаженного тела?

Forbes
Мир после мира Мир после мира

Какой мир принесло завершение англо-бурской войны на юг Африки?

Знание – сила
«Немного солнца в холодной воде» «Немного солнца в холодной воде»

Почему янтарь может стоить больше, чем бриллиант?

Зеркало Мира
Константин Фурсов: «Вдруг оказалось, что наука в России есть» Константин Фурсов: «Вдруг оказалось, что наука в России есть»

Почему не на все вопросы ученые могут дать ответы

РБК
Эффект Зинаиды Штильман: как самооценка может кардинально изменить наш образ в глазах других Эффект Зинаиды Штильман: как самооценка может кардинально изменить наш образ в глазах других

Как формируется наша самооценка и что делать, если она слишком низка?

Psychologies
Председатель Магаданской областной думы: «Работаем ради результата и решаем поставленные вопросы» Председатель Магаданской областной думы: «Работаем ради результата и решаем поставленные вопросы»

Какие задачи стоят перед депутатами Магаданской областной думы?

ФедералПресс
Де Голль — ставка на «зеро» Де Голль — ставка на «зеро»

Шарль де Голль: пятая республика, сильная власть, отставка правительства

Дилетант
Почему у одних самолетов крыло находится в нижней части фюзеляжа, а у других в верхней: 15 неочевидных причин Почему у одних самолетов крыло находится в нижней части фюзеляжа, а у других в верхней: 15 неочевидных причин

От чего зависит расположение крыльев у самолетов?

ТехИнсайдер
Как помочь заскучавшему сотруднику и при чем здесь теория поколений Как помочь заскучавшему сотруднику и при чем здесь теория поколений

Как разжечь в сотруднике былой интерес к работе?

Forbes
Сказка – это будущее Сказка – это будущее

Об эскапизме, о будущем и о разнице между личной и общественной моралью

Правила жизни
7 мифов про метаболизм: Разобьём новогодние мифы вместе! 7 мифов про метаболизм: Разобьём новогодние мифы вместе!

Сколько можно есть — новогодние мифы о метаболизме

Новый очаг
«Пора признать, что стабильности больше нет»: Владелец транснациональной мебельной корпорации о том, как они ведут бизнес, не боясь кризисов «Пора признать, что стабильности больше нет»: Владелец транснациональной мебельной корпорации о том, как они ведут бизнес, не боясь кризисов

Почему иностранцы продолжают выбирать российский рынок?

СНОБ
С легким паром! 7 правил, чтобы получить максимальный эффект от бани С легким паром! 7 правил, чтобы получить максимальный эффект от бани

Врачи предупреждают – париться можно не всем и отнюдь не до седьмого пота!

Лиза
Открыть в приложении