Повышение доступности туристических кластеров — драйвер развития аэропортов

МонокльБизнес

Рейс на русский Куршевель

Александр Неретин*, Петр Лавриненко**

В рамках нацпроекта КПМИ впервые в постсоветский период в России было построено два новых крупных аэропорта — Платов в Ростове-на-Дону (открылся в 2017 году) и Гагарин в Саратове (в 2019 году). Старые воздушные гавани в этих городах были расположены в городской черте, и возможности их реконструкции и расширения были ограничены. До 2030 года планируется тиражировать этот опыт, реализовав два крупных гринфилд-проекта по строительству новых аэропортов за пределами Омска и Иркутска. Егор Алеев/ТАСС

Повышение доступности новых туристических кластеров — важный драйвер развития аэропортовой сети. Кроме того, будет тиражироваться удачный опыт Ростова-на-Дону и Саратова по строительству новых аэропортов вне пределов крупных городов. Третий приоритет — сохранение доступности удаленных малых населенных пунктов воздушным транспортом.

«Мы много инвестируем в наш всесезонный курорт “Манжерок”, чтобы вместе с правительством Республики Алтай сделать его лучшим курортом в мире для летнего и зимнего отдыха. Для этого нужна инфраструктура», — заявил президент Сбера Герман Греф 6 марта на церемонии подписания концессионного соглашения по реконструкции аэропорта Горно-Алтайска. Работы включают в себя удлинение взлетно-посадочной полосы, будет построена новая и реконструированы действующие рулежные дорожки, увеличено количество мест стоянок для самолетов. Планируется также построить современный аэровокзал. После модернизации аэропорт получит международный статус. Предполагается, что обновленный аэропортовый комплекс Горно-Алтайска к 2030 году сможет принимать более 1,3 млн пассажиров в год. Действующий аэропорт не справляется с растущим потоком туристов: в прошлом году воздушным транспортом в столицу Алтая было перевезено 475 тыс. человек, этот показатель за последние пять лет увеличился в 4,7 раза и более чем вдвое превышает население всей республики.

Общая стоимость реализации проекта составляет более 10 млрд рублей, из них 2,2 млрд — взнос концессионера, АО «Аэропорт Горно-Алтайска», единоличным собственником которого является Сбер. Остальное — средства федерального бюджета. Завершить все работы планируется до конца 2027 года — одновременно с окончанием работ по обустройству курорта, расположенного в 40 километрах от столицы региона.

Всего по концессионной схеме в стране планируется обновить 28 аэропортов в рамках нового национального проекта «Эффективная транспортная система». Как изменится сеть аэропортов России в ближайшем будущем?

Футбол и нацпроекты

За последние десять лет развитие аэропортовой инфраструктуры страны получило два мощных импульса. Первым стало проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года, в ходе подготовки к которому были кардинально реконструированы сразу несколько аэропортов в европейской части страны — в Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Саранске и других городах, которые принимали матчи и десятки тысяч болельщиков.

Одним из самых ярких событий во время подготовки транспортной инфраструктуры к проведению масштабного спортивного мероприятия было строительство нового аэропорта Платов в Ростове-на-Дону, который стал первым крупным региональным аэропортом в современной России, построенным с нуля по модели ГЧП: 19 млрд рублей вложил холдинг «Аэропорты регионов», 18 млрд рублей выделено из федерального бюджета и 10 млрд рублей — из бюджета Ростовской области. К 2021 году он сохранил статус одного из крупнейших хабов Юга России, но, несмотря на наличие современной инфраструктуры и значительной пропускной способности (более 1500 человек в час), испытал сокращение пассажиропотока по сравнению с рекордными для него 2018 и 2019 годами, оставаясь «в тени» аэропорта Краснодар.

Другим аэропортом, значительно модернизированным к проведению ЧМ2018, стал Саранск. Не только объекты аэродрома (ВПП, перроны, места стоянки и др.), но и пассажирский терминал аэропорта Саранска сооружены за счет федерального и регионального бюджетов без привлечения частного финансирования. До 2016 года это был маленький и устаревший аэропорт, который мог принимать только небольшие самолеты (до 100 кресел), но в 2018-м он получил терминал пропускной способностью 300 человек в час и усиленную асфальтобетонную ВПП. В 2014–2016 годах пассажиропоток аэропорта составлял около 30 тыс. человек в год, но благодаря модернизации к 2019 году он вырос втрое, до 90 тыс. человек.

Вторым, еще более мощным и системным толчком к развитию аэропортовой сети стал Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ), один из 13 национальных проектов «первой волны», утвержденных в 2018 году и действовавших с 2019-го по 2024-й. В составе КПМИ важное значение имел федеральный проект «Развитие региональных аэропортов и маршрутов». Его гранд-задачей было нарастить пассажиропоток в обход Москвы, поэтому развитию региональных аэропортов придавалось первостепенное значение. Федеральные средства приоритетно выделялись на реконструкцию взлетно-посадочных полос и аэродромной инфраструктуры, которые находятся в федеральной собственности, а частные средства, в первую очередь средства аэропортовых холдингов, привлекались для расширения существующих пассажирских терминалов и строительства новых.

Четыре буквы: итоги

С 2019 по 2025 год (несмотря на прекращение действия нацпроекта КПМИ в 2024 году, часть профинансированных в его рамках работ будет завершена в 2025-м) проведена реконструкция более чем 30 региональных и 22 малых аэропортов. В 2019 году на новом месте был построен аэропорт Гагарин (Саратов) с использованием схемы ГЧП: за счет федерального бюджета построен аэродром с ВПП и сопутствующей инфраструктурой, из регионального бюджета профинансированы подъездные пути и внешние коммуникации, а ВЭБ.РФ вложил средства в строительство пассажирского терминала. На примере этого проекта очень ярко проявилась необходимость выноса аэропорта из центра города: в 2014–2019 годах он обслуживал около 450 тыс. человек в год, рост прекратился из-за отсутствия возможности пропускать большее число рейсов. А в прошлом году пассажиропоток аэропорта составил уже 1,15 млн человек.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Авианосцы ВМС Индии XXI века Авианосцы ВМС Индии XXI века

История постройки авианосца «Викрант»

Наука и техника
Валдис Пельш: Как ревели горы Валдис Пельш: Как ревели горы

История-подъем, превозмогание, смелость и безумие

Maxim
Мертвые дети, неравенство и травмы Мертвые дети, неравенство и травмы

Настоящий мир вымышленного Питера Пэна

Weekend
Старший Скаут России Старший Скаут России

В СССР Олега Пантюхова упоминали в приключенческой литературе для пионеров

Дилетант
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Наедине с природой Наедине с природой

В этом доме идеальная для отдыха атмосфера размеренности и неторопливости

Идеи Вашего Дома
Свой подъезд к клиенту Свой подъезд к клиенту

Сколько стоят такси особого назначения

Деньги
Дышите глубже Дышите глубже

Как превратить балкон в любимое место летнего отдыха

Лиза
Перерасти Землю Перерасти Землю

Заселить Луну и Марс – смелая мечта или реальная перспектива?

Вокруг света
Школа. Яхты. Жизнь Школа. Яхты. Жизнь

С чего и когда в жизни человека начинается море?

Y Magazine
Анна Тыщецкая Анна Тыщецкая

Директор ВШЭ в Петербурге Анна Тыщецкая превращает город в центр знаний

Собака.ru
Дом радио в поисках новой волны Дом радио в поисках новой волны

В Санкт-Петербурге полным ходом идет реставрация Дома Радио

СНОБ
Сезон трат Сезон трат

Минфин отчитался об исполнении бюджета за январь – февраль 2025 г

Ведомости
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Темные материи Темные материи

Полина Ауг о тонкостях работы и отсутствии мистики на съемочной площадке

Правила жизни
Поверить в большее Поверить в большее

Гранд-тур на внедорожнике Exeed VX

Автопилот
Бортич Бортич

Саша Бортич — об успехе, хейте и внутренней панк-девчонке на скейте

Собака.ru
«Казнь Джейн Грей» «Казнь Джейн Грей»

Художник Поль Деларош запечатлел Джейн Грей в момент казни

Дилетант
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
«Падучая» под контролем «Падучая» под контролем

Что такое эпилепсия и какие подходы к ее лечению предлагает современная наука?

Знание – сила
В гармонии с озером В гармонии с озером

Дом недалеко от Уфы строила большая и дружная семья на месте своего старого дома

Идеи Вашего Дома
Как выбрать школу для первоклассника Как выбрать школу для первоклассника

Почему готовность ребенка к обучению – это не про чтение и письмо

Здоровье
Сотовая вязь Сотовая вязь

Постройка с запоминающимися формами и геометрическим орнаментом в виде сот

Идеи Вашего Дома
Фокус Фокус

Кто убил Джона Кеннеди и почему все фигуранты по этому делу умирали?

Правила жизни
Семь лет спустя Семь лет спустя

Каким был брак Натальи Пушкиной с Петром Ланским, небогатым армейским офицером?

Дилетант
В поисках ниши В поисках ниши

Как нишевым маркетплейсам удается конкурировать с универсальными площадками

Ведомости
Чилийцы переоткрыли скрывавшуюся почти 130 лет лягушку Чилийцы переоткрыли скрывавшуюся почти 130 лет лягушку

В Чили спустя 130 лет переоткрыли полосатого шипогруда

N+1
Кто с сердечком кому Кто с сердечком кому

Каким должно быть любовное письмо?

Seasons of life
Владимир Этуш: «Я обожаю жизнь!». Фронтовые воспоминания Владимир Этуш: «Я обожаю жизнь!». Фронтовые воспоминания

У меня была бронь, но я записался добровольцем. Я мог не воевать. Но я не мог!

Коллекция. Караван историй
Госпожа Джулия Тофана: как средневековая «королева ядов» погубила 600 человек Госпожа Джулия Тофана: как средневековая «королева ядов» погубила 600 человек

Госпожа Тофана — общее название для отравительниц XVII века

ТехИнсайдер
Открыть в приложении