Занятых вытащат на свет
Правительственный план борьбы с нелегальной занятостью потребует тонкой донастройки, в том числе в налоговой сфере, но вполне может сработать. Тем не менее полностью уничтожить серые схемы занятости вряд ли удастся: это слишком сложно и непродуктивно

Владельцам бизнесов, экономящих на «белом» трудоустройстве с официальным оформлением, соблюдением Трудового кодекса и отчислением всех необходимых взносов, пора серьезно задуматься. План мероприятий по противодействию нелегальной занятости на 2025–2027 годы утвержден премьер-министром Михаилом Мишустиным и скоро начнет претворяться в жизнь.
Список из 18 пунктов предполагает анализ ситуации на рынке труда, обобщение уже имеющегося опыта борьбы с нарушением закона, после чего будут подготовлены методические рекомендации для регионов. Межведомственные комиссии, которые и занимаются выявлением и профилактикой нарушений трудового законодательства, получат соответствующие полномочия. По замыслу правительства, одна из целей нового плана — «недопущение подмены трудовых отношений гражданско-правовыми», то есть оформления сотрудников не по ТК для оптимизации налогов.
Из конкретики: во-первых, создадут реестр работодателей, пойманных на фактах нарушения. Во-вторых, работодатели, игнорирующие заседания профильных комиссий, будут получать «административку». В-третьих, лакуны в трудовом законодательстве будут оперативно устранены. Запланированные меры выглядят как попытка пресечь недобросовестные практики трудовых отношений широкого спектра, но с явно выраженным фокусом на купирование последствий перехода к так называемой гиг-экономике (об этом ниже).
«Правительственный план направлен на решение двух проблем. Во-первых, сокращение теневой занятости, когда работник занят вообще без оформления какого-либо вида документа (трудового или гражданско-правового договора) или не имеет статуса самозанятости. Второе направление — это переоформление трудовых отношений в гражданско-правовые. То есть работник как самозанятый продолжает находиться на своем старом рабочем месте и выполнять те же самые трудовые обязанности, но оплата труда осуществляется не в виде заработной платы, а в виде оплаты услуг. Применяется схема ИП», — объясняет суть документа профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов.
Предпосылки к обелению рынка труда две — пополнение бюджета и защита самих работников.
Только за январь—март 2025 года, по данным ФНС, в бюджеты всех уровней поступило 1,6 трлн рублей от НДФЛ, на 13% больше, чем за аналогичный период 2024-го. Доля НДФЛ в консолидированном бюджете Российской Федерации составила 15%. В прошлом году совокупные поступления от НДФЛ в консолидированный бюджет составили 8,3 трлн рублей — на 28,1% больше, чем в 2023-м, и впервые больше, чем собрали налога на прибыль (8,1 трлн рублей).
«Нелегальная занятость приводит к снижению социальной защищенности работников и к недобросовестной конкуренции за труд. Отказываясь от оформления трудовых отношений, работодатели снимают с себя ответственность за безопасность работника, а периоды работы без оформления не позволяют сформировать пенсионный стаж», — отмечал ранее замминистра труда и социальной защиты РФ Дмитрий Платыгин.
Этой весной ФНС стала очень тщательно приглядываться к широкой практике уклонения от НДФЛ и страховых взносов через договоры с самозанятыми (см. «ПВЗ под прицелом, маркетплейсам приготовиться», «Монокль» № 28 за 2025 год). Получается, что десятки тысяч пунктов выдачи есть, а официально трудоустроенных работников в них нет. Точной статистики не имеется, однако, по разным оценкам, в ПВЗ «неправильно оформлены» до полумиллиона человек. И это только одна из граней нелегальной занятости. Серые и черные зарплаты (когда по бумагам работника вообще на предприятии не существует) имеют куда более широкое распространение.