Первым запросом после теракта было ужесточение контроля за миграционным потоком

МонокльОбщество

Нужны ли мигранты российскому «оливье»

На теракт в «Крокусе» российские власти планируют ответить ужесточением законодательства о мигрантах. Однако государству требуется выработать системное решение вопроса, исходя из представления о направлениях развитии страны

Елена Горбачева, Петр Скоробогатый

Фото: Нозим Каландаров/ТАСС

Украинские специалисты по информационным диверсиям не скрывают, что одной из своих главных задач видят разжигание межнациональной розни внутри России. Спустя несколько дней после теракта в «Крокус сити холле» статью об этом с восторженными эпитетами публикует британская The Times. Ее герои публично рассказывают о приемах по стравливанию таджиков и русских, о том, как сеют зерна ненависти к чеченцам и мусульманам и поднимают дагестанцев под фальшивыми лозунгами на штурм местного аэропорта.

Мы знали об этом и раньше, но важно, что Киев открыто признает эти операции — ведь, по сути, речь идет о терроризме, причем более страшном и разрушительном, чем удары по Крымскому мосту и Белгороду. Кажется, уже всем очевидно, что победить Россию силой оружия в СВО нельзя, можно только взорвать ее изнутри. Президентские выборы показали, что и общественно-политического конфликта не будет. А значит, остается гражданский раскол многоконфессиональной и многонациональной страны — в этом британцы большие мастера и хорошие учителя, надо сказать. За такие инициативы надо жестоко наказывать.

Внутри России первым массовым запросом к власти после теракта было ужесточение контроля за миграционным потоком — и начальство очень быстро предложило решения. Это и масштабные проверки приезжих в десятках регионов, аресты коррумпированных чиновников, новая система мониторинга всей мигрантской сферы. Даже странно, что наше государство, столь падкое на тотальный цифровой контроль любой мелочи, до сих пор оставляло «черную дыру» в этом вопросе. Злые языки обвиняют лоббистов из «строительной сферы» и личные интересы нечистых на руку силовиков.

Надо было дождаться гибели десятков людей, чтобы сдвинуть проблему с места. За модернизацию миграционного законодательства выступил Владимир Путин. «Приехать жить и трудиться в Россию могут только те, кто уважает наши традиции, язык, культуру, историю. Этот принцип должен быть решающим», — заявил президент.

Благие пожелания записаны и в «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы», и в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Оба фундаментальных документа закрепляют стремление государства к развитию демографии и социально-экономической сферы, защите прав и свобод коренных народов и приезжих, поддержанию межнационального и межрегионального мира и согласия в российском обществе, защите и сохранению русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия. Все формальности соблюдены, претензий нет. Из этих ключевых документов непонятно главное — как государство видит будущее сферы миграции и межнациональных отношений, связанных между собой более чем тесными узами.

В этой теме вообще много чего намешано: и состояние рынка труда, и динамика развития производственной и социальной сфер, и перспектива развития собственных кадров, и вопрос комфортной среды проживания, и демографический потенциал для выживания нации, да и сам идеологический и философский вопрос о российской нации будущего — это вообще о ком? Логично, что эти запросы мы посылаем именно государству, тем более что оно не привыкло открыто обсуждать такое с гражданским обществом, хотя стоило бы. Но и нельзя сказать, что чиновники об этом совсем не думают. В конце концов, есть стратегии, концепции, целое Федеральное агентство по делам национальностей, которое в постоянном режиме проводит глобальный и региональный мониторинг состояния межнациональных и межконфессиональных отношений (само собой, в закрытом режиме), множество агентств и ведомств, которые ежегодно реализуют широкий комплекс культурных и образовательных мероприятий.

И вот что интересно: открытая социология по заказу того же ФАДН, ВШЭ и ВЦИОМ говорит о том, что за последние десять лет проблемы межнационального и межконфессионального характера стали волновать россиян значительно меньше. Только каждый десятый житель страны считает такие вопросы актуальными для того населенного пункта, где он проживает. 39% россиян полагают, что в последние годы отношения между представителями разных национальностей стали более напряженными, — такие цифры представляет в 2023 году ВЦИОМ. Но это на 18% меньше, чем в 2013 году!

То есть как будто бы проводимая в сфере национальных взаимоотношений государственная политика работает эффективно. При этом для жителей почти любого крупного города страны проблема мигрантов стабильно входит в тройку-пятерку самых острых. Обобщить претензии довольно просто: мигранты не знают языка, культуры, становятся источником преступлений и разрушают систему обучения в школах. Показательно, что почти исчезли жалобы на нечестную конкуренцию на рынке труда — работы много для всех. При этом негатив у местных жителей возникает не на почве ксенофобии, а ровно тогда, когда мигрантов становится слишком много в одном месте, когда они кучкуются и ощущают безнаказанность, когда организуют гетто, а их дети начинают доминировать в школьных классах.

Именно этим объясняется расхождение в замерах: для большинства жителей многонациональной России трудовые мигранты из Средней Азии (как и кавказцы, буряты, корейцы, китайцы и т. д.) сами по себе не вызывают отторжения, респонденты не видят здесь перспективы «межнационального конфликта». Это в первую очередь проблема безопасности и социокультурной адаптации пришлых людей.

Делая ставку на усиление контроля, государство, безусловно, верно определяет болевую точку. Однако это лишь часть решения, и не самая сложная. Как минимум мы должны получить ответ, какой именно миграционный поток мы собрались контролировать, для чего и в чьих интересах — чтобы улучшать демографию или обогащать девелоперов? Спасать соседей от перенаселенности или свой город от новых гетто?

То есть речь идет о запросе на комплексную стратегию государства, связанную в том числе с представлением о будущем его экономики и населении. А проблема в том, что во всех вопросах, касающихся миграции и межнациональных отношений, российские власти все последние десятилетия действовали инерционно и чрезвычайно осторожно, и это, пожалуй, объяснимо.

В наследство от СССР новой России и русским как этносу достались крепкая ценностная платформа «единство в многообразии», сформированная советской национальной политикой, и кровавые межнациональные конфликты по всему периметру бывшей империи, которые стали в том числе следствием этой же самой советской национальной политики. И второе вовсе не отменило первое. Хотя единая наднациональная общность людей под названием «советский народ» ушла в историю, интернационализм, заложенный в ее основание, сохранился в наших культуре и образовании и, по сути, выступил основой для аморфного, но пока безальтернативного нарратива «человек российский», то есть наднациональной платформы с единым культурным и ценностным кодом.

В то же время за тридцать лет мы пережили множество войн и конфликтов на окраинах, сепаратизм национальных республик, две чеченские войны, кавказский терроризм, этнический бандитизм, точечные всплески национализма, мигрантские волны русских соотечественников из стран СНГ, уроженцев Северного и Южного Кавказа, украинцев и белорусов, жителей Средней Азии и Китая. Десятилетний конфликт на Украине — это, по сути, отложенный национальный кризис вследствие трещины 1991-го. Эта безумная болтанка для страны, состоящей из 89 субъектов федерации, которую населяют более 190 народов, только чудом не закончилась катастрофой. Кто-то скажет, что на самом деле катастрофу мы продолжаем проживать — фактически и чеченская, и украинская кампании являются войнами гражданскими.

Неудивительно, что все эти десятилетия государство старалось очень аккуратно проводить национальную и миграционную политику: не обладая волей и возможностями тоталитарного советского проекта для радикальных преобразований, оно скорее не вмешивалось и купировало риски, нежели формировало запрос и видение этого сектора. Перемены последних десяти лет, отраженные в снижении ощущения межнациональной розни, в большей степени связаны с усилением правового и криминального контроля в стране. Несколько подтянулся уровень жизни в российских регионах, что сократило внутреннюю трудовую миграцию.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ближний Восток: гудбай, Америка! Ближний Восток: гудбай, Америка!

С какой целью США тратят миллиарды долларов в далеких заморских землях?

Монокль
«Джеймс Уэбб» подтвердил наличие экзопланеты в протопланетном диске путем ее необнаружения «Джеймс Уэбб» подтвердил наличие экзопланеты в протопланетном диске путем ее необнаружения

Телескоп понаблюдал за спиральным протопланетным диском у звезды MWC 758

N+1
Эдуард Багрицкий Эдуард Багрицкий

Место Эдуарда Багрицкого в сегодняшней русской поэзии удивительно скромно

Дилетант
10 фраз, которые выдают энергетического вампира 10 фраз, которые выдают энергетического вампира

Как понять, что из вас тянут жизненно важные ресурсы?

Psychologies
«Макфа» арестована с запасом «Макфа» арестована с запасом

Иск к бенефициарам компании «Макфа» и бывшим госслужащим вызывает недоумение

Монокль
Время Евы Время Евы

История о том, как ученые всех запутали библейской метафорой об Адаме и Еве

Вокруг света
Неузнаваемый Дауни, комичный Аффлек, многоликий Макэвой: актеры с несколькими ролями в одном проекте Неузнаваемый Дауни, комичный Аффлек, многоликий Макэвой: актеры с несколькими ролями в одном проекте

Проекты, в которых артисты сыграли сразу несколько ролей

Правила жизни
Просто принцесса Просто принцесса

Как прокачать в себе женственность: лайфхаки от психолога

Лиза
Все сериалы по видеоиграм от худшего к лучшему Все сериалы по видеоиграм от худшего к лучшему

Экранизации видеоигр: все ли они так плохи?

Maxim
В чем плюсы и минусы редевелопмента промышленных зданий В чем плюсы и минусы редевелопмента промышленных зданий

Имеет ли смысл реконструировать промышленные здания?

СНОБ
«Если коммерции нет, это уже музей, а не бренд» «Если коммерции нет, это уже музей, а не бренд»

Почему продолжать семейное дело – это в первую очередь большая ответственность

Правила жизни
Колдовство — это политика: как в средневековой Ирландии пытались осудить ведьму Колдовство — это политика: как в средневековой Ирландии пытались осудить ведьму

Отрывок из книги «Леди-убийцы. Их ужасающие преступления и шокирующие приговоры»

Forbes
Зачем люди делают татуировки? Узнайте интересные факты из психологии Зачем люди делают татуировки? Узнайте интересные факты из психологии

Для некоторых людей татуировки — это способ преодоления травмы

ТехИнсайдер
Жизнь в моменте: почему аренда так популярна в последнее время Жизнь в моменте: почему аренда так популярна в последнее время

Почему зумеры и миллениалы выбирают аренду квартиры вместо покупки?

ТехИнсайдер
Марс в искусстве. Истории о Красной планете в музыке, литературе и театре Марс в искусстве. Истории о Красной планете в музыке, литературе и театре

Как музыканты, писатели и режиссеры изображали Марс в своих работах

СНОБ
Высокая материя Высокая материя

Chanel переосмысливает культовый твид — в платине и драгоценных камнях

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Аракчеевы Аракчеевы

Род Аракчеевых до сих пор ассоциируется с мрачным периодом в истории России

Дилетант
Пассажирская логистика: как улучшить доступность и качество перевозок Пассажирская логистика: как улучшить доступность и качество перевозок

Как развивается транспортная система в России и как сделать ее еще лучше

ФедералПресс
Союз вкусов: как рестораны создают коллаборации с модными и косметическими брендами Союз вкусов: как рестораны создают коллаборации с модными и косметическими брендами

Из чего сделаны новые гастрономические коллаборации и в чем их смысл

Forbes
Как женщине понять мужчину: рекомендации психолога Как женщине понять мужчину: рекомендации психолога

Как понять мужскую психологию?

Psychologies
Упоительный «Барбенгеймер» во вселенной великой игры: каким получился сериал «Фоллаут» Упоительный «Барбенгеймер» во вселенной великой игры: каким получился сериал «Фоллаут»

«Фоллаут»: экранизация, которая нравится всем

Правила жизни
Мафиози, байкер, отец Супермена. Марлону Брандо — 100 лет Мафиози, байкер, отец Супермена. Марлону Брандо — 100 лет

Знаковые роли крестного отца Марлона Брандо

СНОБ
Как освободиться от психологии бедняка: 4 совета Как освободиться от психологии бедняка: 4 совета

Что мешает вам зарабатывать столько, сколько вы хотите?

Psychologies
Валерия Гай Германика Валерия Гай Германика

Валерия Гай Германика: уникальная оптика в наблюдении за подростковым бунтом

Собака.ru
Вместо сахара Вместо сахара

Чем заменить сахар, а чем не стоит: полезные и вредные варианты

Лиза
Интервью с руководителем и управляющим партнером Ассоциации REPA Юлией Солодовниковой о рынке недвижимости Интервью с руководителем и управляющим партнером Ассоциации REPA Юлией Солодовниковой о рынке недвижимости

Юлия Солодовникова: из чего складывается репутация строительных компаний

СНОБ
Секс-просвет, мутанты и монархия: 20 сериалов Netflix, которые нужно посмотреть всем Секс-просвет, мутанты и монархия: 20 сериалов Netflix, которые нужно посмотреть всем

Проекты Netflix, на которые не жалко потратить драгоценное время.

Правила жизни
Когда ужасные птицы правили Антарктидой Когда ужасные птицы правили Антарктидой

Какой была Антарктида, когда по её поверхности бродили древние птицы

Наука и техника
Экстремальное похудение: как Оземпик бьет по здоровью Экстремальное похудение: как Оземпик бьет по здоровью

Какой вред здоровью и красоте на самом деле наносит Оземпик?

Psychologies
Вездесущие карлики Вездесущие карлики

В чем может скрываться опасность наночастиц

Наука
Открыть в приложении