На теракт не рассчитано
Трагедия в «Крокусе» вновь подняла вопрос о пожарной безопасности торговых центров и концертных залов
В теракте в «Крокус сити холле» 22 марта погибло 140 человек. Большинство не от пуль террористов, а от задымления. Это уже третий пожар в торгово-развлекательных объектах со множеством жертв. В 2009 году в пермском клубе «Хромая лошадь» погибло 156 человек, в 2018-м в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня» — 60.
В деле «Крокуса» пока очень много белых пятен. Идет расследование, и делать какие-то выводы преждевременно. Однако через призму «Крокуса» можно взглянуть на всю систему противопожарной безопасности торговых и развлекательных центров.
Поджог, а не возгорание
Один из главных вопросов, которыми задаются эксперты, — включилась ли система противопожарной безопасности. Владелец «Крокус сити холла» Араз Агаларов уверяет, что все системы были исправны и выполнили свою функцию: «Сработало абсолютно все… спринклерная система, роботы-рукава и система оповещения. Даже, по-моему, в четыре утра попросили ее выключить, потому что она работала в сгоревшем здании… [Системы] поддерживали несколько часов зал в таком состоянии, чтобы не было обрушения, чтобы у людей была возможность выйти». Однако глава МЧС Александр Куренков при докладе президенту выразился осторожнее: «Пожарная сигнализация в “Крокусе” сработала в штатном режиме».
Система пожарной сигнализации лишь часть многоступенчатой системы пожаробезопасности. В целом же она должна выглядеть так: при возникновении возгорания срабатывает сигнализация — она реагирует на изменение температуры или появление дыма. После этого должны автоматически включиться системы пожаротушения. В «Крокусе» их было две: спринклерная и роботизированные рукава. Спринклерные системы — это сеть трубопроводов с водой под потолком, они активно применяются во всем мире для защиты недвижимости. В случае пожара отключаются тепловые замки, и струи воды начинают заливать помещение. Но, как и любая система, она имеет ограничения. Например, значительную инерционность: время срабатывания зависит от разрушения теплового замка и может составлять 5–10 минут. Зал «Крокуса» имел высокие потолки (более 15 метров), и это также могло стать причиной позднего включения системы.
В зале также были установлены стационарные роботы-рукава лафетного типа — мощные брандспойты с головкой наведения. В отличие от спринклерной системы, которая равномерно поливает помещение водой, рукава способны точечно тушить огонь. Однако справиться с большим пожаром эти системы неспособны даже в паре. Их функция — замедлить распространение огня и выиграть время, чтобы дать людям возможность покинуть помещение. Тушить бушующее пламя должны пожарные. Но в «Крокусе» они долгое время не могли подступиться к огню из-за того, что не было информации по террористам.