Безумцы, остановившие время. Какую революцию совершили импрессионисты
15 апреля 1874 года в Париже открылась первая в истории выставка импрессионистов. О том, за что новая живопись была высмеяна, почему слово «импрессионизм» — это ругательство и как импрессионисты смогли победить ход времени, — в материале «Сноба»

Голодные, но независимые художники
В ХIХ веке Париж по праву считался культурной столицей мира. Новаторские стихи «проклятых поэтов» Бодлера и Рембо, декаданс, кабаре, фотографические салоны, необычная архитектура: Эйфелева башня и другие постройки, спроектированные для проведения Всемирной выставки, изящно оформленный метрополитен, — все это породило представления о новой культуре. Во Франции эпоха модерна грянула особенно громко.
Одним из самых ярких событий этой эпохи стало открытие первой выставки художников-импрессионистов. Это случилось весной 1874 года. Импрессионисты (правда, так их будут называть уже после выставки) и до того заявляли о себе, но по отдельности и не на такую широкую аудиторию. Первые попытки сплотиться мастера нового направления предприняли годом ранее, и причиной тому послужила не только жажда общественного признания.

Людям искусства во Франции 1870-х было довольно сложно заниматься творчеством в свое удовольствие: падение Коммуны привело к инфляции. Основным источником дохода художников тех лет, разумеется, были их картины — импрессионисты продавали свою живопись в частные коллекции, получали за это довольно мало, да и спрос на их работы после экономического кризиса существенно снизился. Так художники решили объединиться, чтобы делить расходы на организацию выставок, где можно было продавать картины.
В декабре 1873 года 30 бедных живописцев создали «Анонимное общество живописцев, скульпторов и граверов». Это сегодня Сезанн, Моне и Писсарро — признанные гении, но в Париже середины XIX века они были всего лишь малоизвестными художниками, не смеющими раздавать пощечины общественному вкусу и претендовать на востребованность.
Скромные новаторы, строившие планы по обогащению, любили гостить друг у друга в мастерских и заседать в кафе на улице Батиньоль, что на Монмартре. За это их прозвали «батиньольцы» — до выставки 1874 года слова «импрессионист» просто не существовало. Но само течение начало формироваться намного раньше, примерно в 1863-м, когда группа молодых художников решила заявить о своем отрицании академических традиций. Батиньольцы придумали собственное выставочное пространство — «Салон отверженных», противопоставленный «официальному» Парижскому салону. По сути, Парижский салон был органом академической цензуры. Однако в нем проводились самые престижные выставки, и любому художнику, мечтающему о богатстве и признании, было необходимо любыми способами пройти через него. Батиньольцы регулярно предпринимали попытки завоевать это пространство, но, как правило, успеха не добивались.

Выставка «Салона отверженных» 1863 года спровоцировала настоящий скандал. Консервативные парижане были поражены картиной Эдуарда Мане «Завтрак на траве», на которой молодой художник изобразил компанию денди, окруженных обнаженными женщинами. Критики и публика заклеймили живопись такого рода безыдейной, вульгарно-легкомысленной и слабой в техническом отношении. Батиньольцам пришлось защищаться: в ответ на обвинения художники начали культивировать свой разрыв со старой школой и настаивать на том, что живопись должна показывать момент. Добиться этого, по их мнению, можно только в новом стиле, работая широкими резкими мазками, пользуясь смелой цветовой палитрой, отказываясь принимать законы линейной перспективы и анатомии.